Верди
(Verdi) Джузеппе (1813-1901), величайший итальянский оперный композитор
XIX века, родился 10 октября 1813 года в местечке Ронколе, близ города Буссето,
в северной Италии, где его родители содержали трактир. Музыкальные занятия
он начал с Провези, органистом церкви Буссето. Уроки эти мало подвинули
вперед музыкальные познания мальчика, ощущавшего необходимость в серьезном
преподавании; родители же не имели достаточных средств, чтобы дать своему
сыну хорошее музыкальное образование. Один из богатых сограждан города Буссето,
некто Антонио Барецци, заметив у Верди крупное музыкальное дарование, предложил
ему материальное обеспечение для обучения в консерватории. В 1833 году Верди
отправился в Милан, но директор консерватории Базили не признал у него выдающихся
способностей и отказался принять его. Тогда Верди начал заниматься частным
образом с директором театра "Ла Скала" Лавиньи, под руководством
которого пробовал писать марши, увертюры, кантаты и другие сочинения, из
которых ни одно, однако, не попало в печать.
Возвратясь в Буссето, Верди становится директором филармонического общества
и принимает участие в местных концертах в качестве дирижера, композитора
и пианиста. Он женится в 1838 году на дочери Барецци и в том же году переселяется
в Милан, где удачно дебютирует на сцене "Ла Скала" оперой "Оберто,
граф Сан-Бонифачо". Дирекция театра заключает с молодым композитором
контракт, по которому он обязуется поставлять по три оперы в год. Первой
из заказанных ему опер была комическая "Мнимый Станислав", во
время создания которой композитор потерял сына, дочь и жену. Не удивительно,
что музыка, которая была написана в такой ситуации, не могла быть по-настоящему
комической. Опера, оконченная в 1840 году, не имела успеха. В 1842-м Верди
создает "Навуходоносора" ("Набукко"), прошедшего с блестящим
успехом. В числе аплодировавших на первом представлении был Доницетти. Исполнительница
главной партии Джузеппина Стреппони сделалась впоследствии женой Верди.
В следующем году композитор ставит оперу "Эрнани", принятую в
Италии с большим энтузиазмом. Далее следуют "Ломбардцы" (1844),
"Жанна д'Арк", "Альзира" (1845), "Аттила"
(1846), "Разбойники", "Макбет" (1847), "Корсар"
(1848), "Битва при Леньяно", "Луиза Миллер" (1849),
"Стиффелио" (1850), прошедшие почти незамеченными.
В 1850 году Верди уезжает в Париж, где переделывает оперу "Ломбардцы"
на французский текст. Опера эта в новой редакции под названием "Иерусалим"
имеет некоторый успех. В 1851 году появилась опера "Риголетто",
создавшая Верди имя европейского композитора. После этой оперы установилось
мнение, что Верди - достойный преемник Доницетти. Симпатии к нему публики
еще более увеличились после оперы "Трубадур" (1853), с триумфом
обошедшей почти все сцены Италии и Франции. В том же году была поставлена
в Венеции "Травиата", сюжет которой заимствован композитором из
драмы "Дама с камелиями" А. Дюма-сына. Спустя два года Верди написал
оперу "Сицилийская вечерня", а еще через год - "Симон Бокканегра",
но оперы эти имели посредственный успех и как бы стушевались и затерялись
среди других произведений композитора. В 1858 году Верди написал оперу "Бал-маскарад",
которая вышла под редакцией короля Фердинанда и была поставлена на сцене
римского театра "Аполло". Опера эта имела колоссальный успех.
В 1862 году Верди был приглашен в Петербург для постановки написанной по
заказу Дирекции императорских театров для петербургской сцены оперы "Сила
судьбы". В 1867 году он ставит в Париже оперу "Дон Карлос",
в которой уже заметно применение ко вкусам французской публики. Незначительный
успех двух последних опер сменяется настоящим фурором, который вызвала опера
"Аида". Опера эта была заказана Верди египетским хедивом Измаилом-пашою
к открытию Суэцкого канала и в первый раз дана в Каире в 1871 году. Она
обошла все сцены Италии, и в Милане после первого представления "Аиды"
в 1872 году присутствовавшему автору были устроены грандиозные овации: он
более тридцати раз был вызван на сцену. Далее в оперном творчестве композитора
наступил перерыв до 1887 года, когда появляется его опера "Отелло",
ставшая вершиной не только музыки Верди, но и одним из высочайших достижений
оперы в целом. В 1873 году Верди переделал свой Реквием, написанный в память
поэта Манцони (часть "Libera me" относится к более ранним работам
и предназначалась для реквиема в память Россини). В окончательной редакции
Реквием в первый раз был исполнен в 1874 году в Милане. Последней оперой
композитора был "Фальстаф", первое представление которого состоялось
в театре "Ла Скала" в 1893 году. Кроме опер Верди оставил после
себя Струнный квартет, написанный в 1873 году, и целую серию романсов. В
области же духовной музыки кроме Реквиема композитору принадлежат еще "Ave
Maria", "Pater noster" и другие сочинения.
По силам своего таланта Верди "принадлежит к самым выдающимся итальянским
композиторам второй половины XIX века. В творческой деятельности талантливого
маэстро замечается постоянное прогрессирование не только со стороны фактуры,
но и со стороны внутреннего содержания его произведений. Внимательно следя
за ходом развития музыкального искусства, Верди, подобно многим другим композиторам,
не мог не подчиниться вагнеровскому влиянию, охватившему музыку в середине
прошлого столетия. В "Аиде" он уже почти совсем отрешается от
старой итальянской рутины в области формы, сумев соединить итальянскую мелодичность
с принципами вагнеризма и вводя новые и интересные гармонические сочетания.
В последних же операх - "Отелло" и "Фальстаф" - Верди
совершенно отказался от отдельных самостоятельно законченных номеров и музыка
почти сплошь написана в ариозно-декламационном стиле. Своими последними
произведениями композитор, в свою очередь, имел решающее влияние на развитие
нового направления в современной итальянской опере.
Достигнув славы, почестей и богатства, Верди последние свои годы доживал
на своей вилле "Сант-Агата", близ Буссето, получившей название
"виллы профессора Верди". Здесь маститый композитор отдыхал от
своих трудов и занимался хозяйством, отдавшись филантропической деятельности
и увековечив свое имя постройкой прибежища для престарелых и беспомощных
итальянских музыкантов и певцов.
Верди умер 27 января 1901 года в Милане. Смерть его вызвала глубокое сожаление,
и на похоронах любимого композитора присутствовало до трехсот тысяч человек.