Композиторы

на сайте

На главную

Разделы "Записи на нашем сайте" в стадии заполнения.

 
Ноты
Словарь
Даты
Ссылки
Гостевая книга
Форум
E-mail
ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ
Верди (Verdi) Джузеппе (1813-1901), величайший итальянский оперный композитор XIX века, родился 10 октября 1813 года в местечке Ронколе, близ города Буссето, в северной Италии, где его родители содержали трактир. Музыкальные занятия он начал с Провези, органистом церкви Буссето. Уроки эти мало подвинули вперед музыкальные познания мальчика, ощущавшего необходимость в серьезном преподавании; родители же не имели достаточных средств, чтобы дать своему сыну хорошее музыкальное образование. Один из богатых сограждан города Буссето, некто Антонио Барецци, заметив у Верди крупное музыкальное дарование, предложил ему материальное обеспечение для обучения в консерватории. В 1833 году Верди отправился в Милан, но директор консерватории Базили не признал у него выдающихся способностей и отказался принять его. Тогда Верди начал заниматься частным образом с директором театра "Ла Скала" Лавиньи, под руководством которого пробовал писать марши, увертюры, кантаты и другие сочинения, из которых ни одно, однако, не попало в печать.

Возвратясь в Буссето, Верди становится директором филармонического общества и принимает участие в местных концертах в качестве дирижера, композитора и пианиста. Он женится в 1838 году на дочери Барецци и в том же году переселяется в Милан, где удачно дебютирует на сцене "Ла Скала" оперой "Оберто, граф Сан-Бонифачо". Дирекция театра заключает с молодым композитором контракт, по которому он обязуется поставлять по три оперы в год. Первой из заказанных ему опер была комическая "Мнимый Станислав", во время создания которой композитор потерял сына, дочь и жену. Не удивительно, что музыка, которая была написана в такой ситуации, не могла быть по-настоящему комической. Опера, оконченная в 1840 году, не имела успеха. В 1842-м Верди создает "Навуходоносора" ("Набукко"), прошедшего с блестящим успехом. В числе аплодировавших на первом представлении был Доницетти. Исполнительница главной партии Джузеппина Стреппони сделалась впоследствии женой Верди. В следующем году композитор ставит оперу "Эрнани", принятую в Италии с большим энтузиазмом. Далее следуют "Ломбардцы" (1844), "Жанна д'Арк", "Альзира" (1845), "Аттила" (1846), "Разбойники", "Макбет" (1847), "Корсар" (1848), "Битва при Леньяно", "Луиза Миллер" (1849), "Стиффелио" (1850), прошедшие почти незамеченными.

В 1850 году Верди уезжает в Париж, где переделывает оперу "Ломбардцы" на французский текст. Опера эта в новой редакции под названием "Иерусалим" имеет некоторый успех. В 1851 году появилась опера "Риголетто", создавшая Верди имя европейского композитора. После этой оперы установилось мнение, что Верди - достойный преемник Доницетти. Симпатии к нему публики еще более увеличились после оперы "Трубадур" (1853), с триумфом обошедшей почти все сцены Италии и Франции. В том же году была поставлена в Венеции "Травиата", сюжет которой заимствован композитором из драмы "Дама с камелиями" А. Дюма-сына. Спустя два года Верди написал оперу "Сицилийская вечерня", а еще через год - "Симон Бокканегра", но оперы эти имели посредственный успех и как бы стушевались и затерялись среди других произведений композитора. В 1858 году Верди написал оперу "Бал-маскарад", которая вышла под редакцией короля Фердинанда и была поставлена на сцене римского театра "Аполло". Опера эта имела колоссальный успех. В 1862 году Верди был приглашен в Петербург для постановки написанной по заказу Дирекции императорских театров для петербургской сцены оперы "Сила судьбы". В 1867 году он ставит в Париже оперу "Дон Карлос", в которой уже заметно применение ко вкусам французской публики. Незначительный успех двух последних опер сменяется настоящим фурором, который вызвала опера "Аида". Опера эта была заказана Верди египетским хедивом Измаилом-пашою к открытию Суэцкого канала и в первый раз дана в Каире в 1871 году. Она обошла все сцены Италии, и в Милане после первого представления "Аиды" в 1872 году присутствовавшему автору были устроены грандиозные овации: он более тридцати раз был вызван на сцену. Далее в оперном творчестве композитора наступил перерыв до 1887 года, когда появляется его опера "Отелло", ставшая вершиной не только музыки Верди, но и одним из высочайших достижений оперы в целом. В 1873 году Верди переделал свой Реквием, написанный в память поэта Манцони (часть "Libera me" относится к более ранним работам и предназначалась для реквиема в память Россини). В окончательной редакции Реквием в первый раз был исполнен в 1874 году в Милане. Последней оперой композитора был "Фальстаф", первое представление которого состоялось в театре "Ла Скала" в 1893 году. Кроме опер Верди оставил после себя Струнный квартет, написанный в 1873 году, и целую серию романсов. В области же духовной музыки кроме Реквиема композитору принадлежат еще "Ave Maria", "Pater noster" и другие сочинения.

По силам своего таланта Верди "принадлежит к самым выдающимся итальянским композиторам второй половины XIX века. В творческой деятельности талантливого маэстро замечается постоянное прогрессирование не только со стороны фактуры, но и со стороны внутреннего содержания его произведений. Внимательно следя за ходом развития музыкального искусства, Верди, подобно многим другим композиторам, не мог не подчиниться вагнеровскому влиянию, охватившему музыку в середине прошлого столетия. В "Аиде" он уже почти совсем отрешается от старой итальянской рутины в области формы, сумев соединить итальянскую мелодичность с принципами вагнеризма и вводя новые и интересные гармонические сочетания. В последних же операх - "Отелло" и "Фальстаф" - Верди совершенно отказался от отдельных самостоятельно законченных номеров и музыка почти сплошь написана в ариозно-декламационном стиле. Своими последними произведениями композитор, в свою очередь, имел решающее влияние на развитие нового направления в современной итальянской опере.

Достигнув славы, почестей и богатства, Верди последние свои годы доживал на своей вилле "Сант-Агата", близ Буссето, получившей название "виллы профессора Верди". Здесь маститый композитор отдыхал от своих трудов и занимался хозяйством, отдавшись филантропической деятельности и увековечив свое имя постройкой прибежища для престарелых и беспомощных итальянских музыкантов и певцов.

Верди умер 27 января 1901 года в Милане. Смерть его вызвала глубокое сожаление, и на похоронах любимого композитора присутствовало до трехсот тысяч человек.

ЗАПИСИ НА НАШЕМ САЙТЕ
Жанр произведения
Название
(номер опуса)
Состав исполнителей
Персоналии
Название части, арии
(нажмите чтобы скачать)
Год
Дополнительная
информация
Заказать запись в формате Audio-Cd  

 

Используются технологии uCoz