Россини (Rossini) Джоаккино (1792-1868), итальянский композитор, составивший
эпоху в истории развития итальянской оперы.
Родился в Пезаро в бедной, но очень музыкальной семье. Его отец был музыкантом
в городском духовом оркестре, а мать - певицей. В 1806 году Россини был
отдан в Болонский музыкальный лицей, где начал заниматься по композиции
у аббата Маттеи, но не прошел строгой школы теории композиции, ограничившись
поверхностным изучением контрапункта. Однако на первом же году занятий
сочинил оперу "Деметрио и Полибио". Большую, впрочем, пользу
начинающему композитору оказало изучение немецких классиков, в особенности
Гайдна; творения великих мастеров пополнили пробелы его музыкальных познаний
и способствовали расширению кругозора в области гармонии и инструментовки.
В 1810 году одноактная опера Россини "Вексель на брак" с успехом
ставится в Венеции. В 1812 году он выступает в Ферраре с оперой "Кир
в Вавилоне". В опере "Танкред", поставленной в Венеции
в 1813 году, Россини является уже вполне зрелым композитором. Слава Россини
растет, и оперы его завоевывают лучшие сцены Италии. Настоящий триумф
выпадает на долю композитора после написания "Севильского цирюльника"
(1816). Опера эта обошла все сцены Италии с неослабевающим успехом.
В 1816 - 1823 годах Россини переносит свою деятельность в Неаполь. Этот
период его жизни можно считать самым плодотворным. Одна за другой следуют
его многочисленные оперы, из которых лучшие, пользующиеся в настоящее
время большой популярностью - "Отелло" (1816), "Армида",
"Золушка", "Сорока-воровка", "Аделаида Бургундская"
(1817), "Эрмиона" (1819), "Магомет II" (1820), "Матильда
ди Шабран" (1821), "Зельмира" (1822), "Семирамида"
(1823). Громадный успех последней оперы побудил Россини отправиться в
1823 году в Лондон, где он в течение нескольких месяцев сиоими концертами
заработал свыше 10 000 фунтов стерлингов. В том же году он переехал в
Париж, приняв предложенное ему место директора итальянской оперы. По протекции
виконта Ларошфуко Россини вскоре был назначен директором королевской придворной
музыки и генеральным инспектором пения во Франции.
Ознакомившись с принципами французской оперы, Россини поддается ее влиянию,
и в его творчестве замечается резкая перемена: блестящая колоратура в
его дальнейших операх сменяется стремлением к подчинению музыки слову
и к достижению наибольшего драматизма. Считаясь с новыми условиями, композитор
переделал свою оперу "Магомет", и она под названием "Осада
Коринфа" была поставлена в Париже на сцене "Гранд-Опера"
в 1826 году. Точно так же переделана была опера "Моисей", первое
представление которой состоялось в 1827 году. В 1828-м была поставлена
опера "Граф Ори" и, наконец, в 1829-м - "Вильгельм Телль",
считающаяся оперой, в которой талант композитора достигает своего апогея.
Россини было всего тридцать семь лет; публика ждала от него еще целого
ряда произведений, но больше он не написал ни одной оперы. Во время июльской
революции 1830 года Россини потерял место директора королевской придворной
музыки и инспектора музыки во Франции. После долгого судебного процесса
ему удалось получить пенсию в размере 6000 франков в год.
В 1836 году Россини переселился в Италию и жил сначала в Милане, а потом
в Болонье. Во время революции 1848 года он должен был бежать во Флоренцию
и, наконец, в 1853 году вернулся опять в Париж, где оставался до смерти,
последовавшей 13 ноября 1868 года. Кроме опер маэстро написал Мессу и
"Stabat Mater" (оба произведения в мелодическом оперном стиле),
несколько драматических кантат и ряд вокальных произведений.