Моцарт (Mozart) Вольфганг
Амадей (1756-1791), один из величайших композиторов XVIII века, родился
27 января 1756 года в Зальцбурге. Отец его, Леопольд Моцарт, был членом
капеллы архиепископа зальцбургского и известен как хороший скрипач и автор
многих музыкальных сочинений. Он был первым учителем своего сына, который
уже в раннем детстве выказывал феноменальные музыкальные способности:
трех лет от роду играл на фортепиано, а в четыре уже импровизировал. В
1762 году Леопольд Моцарт предпринял с сыном и дочерью Анной, также хорошо
игравшей на фортепиано, артистическое путешествие. Они посетили Мюнхен,
Вену, Париж, Лондон, Голландию и Швейцарию, и молодые виртуозы всюду возбуждали
восторг и удивление, особенно Вольфганг своими импровизациями. В Париже
были изданы первые сонаты Моцарта для фортепиано и скрипки. В Лондоне
он сочинил свои первые симфонии. Вернувшись обратно в Зальцбург, он принялся
за серьезное изучение контрапункта, знакомясь вместе с тем с сочинениями
Баха,
Генделя, Страделлы, Кариссими и других великих мастеров. Успехи в занятиях
шли настолько быстро, что в двенадцать лет Моцарт написал зингшпиль "Бастьен
и Бастьенна", исполненный на частной сцене. В том же году он дирижирует
в Вене большим концертом, в котором исполняется его Торжественная месса,
написанная по случаю освящения церкви сиротского дома. По возвращении
Моцарта в Зальцбург архиепископ жалует мальчику звание придворного концертмейстера.
Желая дать сыну полное музыкальное образование, Леопольд везет в 1769 году
Вольфганга в Италию, где последний вызывает энтузиазм не только у публики,
но и среди таких знатоков, как Саммартини в Милане, падре Мартини в Болонье
и Балотти в Падуе. В Риме папа посвящает Моцарта в рыцари Золотой шпоры,
а в Болонье его избирают в члены филармонической академии. В Милане его
опера "Митридат, царь Понтийский" выдерживает подряд 20 представлений.
Написанная после этого для миланской сцены опера "Асканио в Альбе"
имеет также громадный успех. В следующем году в Зальцбурге идет новая опера
"Сон Сципиона", сочиненная Моцартом по случаю избрания нового
архиепископа. В 1772-1775 годах Моцарт пишет концерты, симфонии, мессы и
камерные произведения; в 1775-м получает заказ написать для мюнхенской сцены
оперу "Мнимая садовница", которую публика хорошо принимает, и
вскоре следует опера "Царь-пастух", написанная для Зальцбурга
по случаю приезда туда эрцгерцога Максимилиана.
Несмотря на успех опер, материальные дела Моцарта не блестящи, и отец подумывает
о новом турне, но архиепископ отказывает в отпуске, так что Вольфганг принужден
просить увольнения от службы, чтобы приискать себе лучшее место. С тяжелым
сердцем отец отпускает его с матерью в далекое путешествие. Прожив бесплодно
некоторое время в Мюнхене, Моцарт едет в Париж, где ему удается с успехом
выступить в концерте с одной из своих симфоний, но 3 июля 1778 года умирает
его мать. Глубокo опечаленный Моцарт возвращается в Зальцбург к прежней
должности придворного концертмейстера. В Зальцбурге его ожидает новый заказ
из Мюнхена - он пишет оперу "Идоменей", в которой проявляет стремление
к реформе в лирико-драматическом искусстве; в речитативах, хорах и оркестровке
этой оперы видны уже следы новых влияний.
В 1781 году Моцарт порывает с архиепископом зальцбургским и уезжает в Вену.
Здесь ему приходится бедствовать и работать наспех ради необходимого заработка.
По заказу императора он пишет оперу "Похищение из сераля", поставленную
в 1782 году. Опера эта была принята публикой с энтузиазмом и считается первой
немецкой оперой. В 1785 году в Вене была поставлена опера Моцарта "Свадьба
Фигаро". Вследствие преднамеренного плохого исполнения итальянскими
певцами опера чуть было не провалилась на первом представлении, так что
Моцарт принужден был обратиться с жалобой к самому императору, который приказал
исполнить эту оперу во второй раз более старательно. Зато в Праге "Свадьба
Фигаро" была исполнена превосходно, имела выдающийся успех, и Моцарт
свою следующую оперу, "Дон Жуан", пишет уже для Праги, где она
и была исполнена с колоссальным успехом в 1787 году.
В 1789-м по настоянию и в сопровождении князя Лихновского Моцарт предпринял
путешествие в Берлин и в Потсдам, играл перед Фридрихом-Вильгельмом II,
который предложил ему место первого капельмейстера с жалованьем в 3000 талеров
в год. Но Моцарт был настолько привязан к Вене, что решительно отказался
от лестного предложения прусского короля, хотя место это могло бы навсегда
обеспечить его и вывести из трудного материального положения. По возвращении
своем в Вену Моцарт получает место придворного композитора с жалованьем
800 флоринов в год, что дает ему возможность бросить мелкую заказную работу
и заняться сочинением более крупных произведений. В 1788 году появляются
три его последние симфонии, явившиеся новым словом в этом жанре. В 1790
году по заказу императора Моцарт написал оперу "Cosi fan tutte".
В следующем году он сочинил свои последние оперы - "Милосердие Тита"
для Праги по случаю коронации Леопольда II и "Волшебную флейту"
для венского театра; эта опера имела колоссальный успех, который возрастал
с каждым представлением. Последним произведением Моцарта был его знаменитый
Реквием, который он, однако, не успел закончить.
Моцарт умер 5 декабря 1791 года в Вене. Реквием был закончен по личным указаниям
композитора его учеником Зюсмайером. За свою кратковременную жизнь Моцарт
создал громадное количество произведений во всех родах музыки, и с его именем
соединяется представление о всеобъемлющем музыкальном гении. Композитор
довел оперу как музыкальную драму до высшего развития, но, стремясь к наиболее
верной музыкальной характеристике действующих лиц, он никогда не приносит
ей в жертву благозвучия. Кроме оперной и духовной музыки Моцарт создал множество
инструментальных произведений. По исчислению Кехеля, составившего тематический
каталог сочинений Моцарта, последний написал 68 духовных произведений (мессы,
оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина,
32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и многое другое - в общей
сложности 626 произведений.