Бах
(Bach) Иоганн Себастьян (1685-1750), величайший композитор и органист, принадлежал
к самой обширной музыкальной фамилии, когда-либо существовавшей. Родоначальник
Бахов - Фейт Бах, живший во второй половине XVI века в Пресбурге, был по
профессии мельник и пекарь. Почти все Бахи были или дилетанты, или специалисты-музыканты.
Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе, в Тюрингии, где отец его Иоганн
Амброзиус занимал должность придворного музыканта. После смерти отца (мать
его умерла еще раньше) Бах, которому не было и десяти лет, переселился к
своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту в Ордруфе, который начал
учить его пению и игре на скрипке и клавесине. Заметив быстрые успехи ребенка
и завидуя его необыкновенным музыкальным способностям, брат стал всячески
препятствовать его занятиям. Тщетно старался тот достать книгу, заключавшую
в себе сочинения лучших композиторов того времени: Фробергера, Фишера, Керля,
Пахельбеля, Брунса, Бема и других; наконец ему удалось получить эту желанную
книгу, и он потихоньку ее переписал, пользуясь для этого лунными ночами.
Такое напряжение зрения и было, вероятно, причиной того, что Бах под конец
жизни ослеп. Благодаря хорошему голосу, он был принят в хор одной из школ
Люнебурга. Живя в Люнебурге, он часто посещал Гамбург, Любек и Целле, где
в то время находились лучшие музыканты. В 1703 году Бах был приглашен в
Веймар на должность придворного музыканта и скрипача, а через год органистом
в Арнштадт, откуда в конце 1705 года, с целью усовершенствования в игре
на органе, предпринял путешествие (пешком) в Любек к известному тогда органисту
Букстехуде. В 1707 году Бах уехал в Мюльгаузен на место органиста при церкви
св. Власия. Пробыв там всего один год, он снова вернулся в Веймар, но уже
на должность придворного органиста, и в 1714 году был сделан концертмейстером,
а в 1717-м - капельмейстером. В 1723 году Бах занял место органиста и директора
школы при церкви св. Фомы в Лейпциге, где служил до смерти, последовавшей
28 июля 1750 года.
Композиторская деятельность Баха колоссальна. Он писал оратории, духовные
и светские кантаты, мотеты, мессы, произведения для органа, фортепиано,
скрипки в форме прелюдий, фуг, фантазий, токкат, сонат, сюит, концертов,
вариаций и пр. Его многочисленные вокальные произведения, за немногим исключением,
принадлежат церковной музыке. Стиль сочинений Баха исключительно полифонический,
и каждый отдельный голос в его контрапунктических произведениях представляет
самостоятельный мелодический интерес, а вся ткань контрапунктически разработанных
голосов образует в высшей степени богатую гармонию. Любимейшей формой сочинений
Баха была фуга, которую он довел до высшего совершенства. В этой форме Бах
создал громадное количество первоклассных произведений. Его "Искусство
фуги" ("Kunst der Fuge"), состоящее из целой серии фуг, написанных
на одну и ту же тему, - образец поразительной контрапунктической техники.
Другой своей серией фуг - "Хорошо темперированный клавир" ("Das
wohltemperierte Klavier") - Бах окончательно установил темперированный
строй. Наиболее велик Бах в своих ораториях, в которые он вдохнул глубокое
религиозное содержание и сообщил им могучий драматический характер. Биограф
композитора Форкель утверждает, что Бах написал 5 пассионов, но до нас дошли
всего 2 - по евангелистам Иоанну и Матфею. Музыка на страсти Господни существовала
еще до Баха, но он довел ее до высшего развития. В своих ораториях и кантатах
он хотя и употребляет формы драматической музыки (речитативы, арии, ансамбли
и хоры), но по складу своего характера остается везде лириком. Свойства
личного художественного дарования Баха вполне согласовались с духом евангелической
веры, к которой он принадлежал. Вращаясь в центре религиозных интересов,
Бах своей музыкой влиял на общину не менее благотворно, чем пастор своею
проповедью в церкви. Хотя Бах был истинным сторонником пиетизма, религиозного
направления того времени, но его мощный гений и великая художественная натура
предохранили его от подчинения слезливому духу пиетистов. Сам Бах не оставил
нам никаких правил композиции; о манере его собственного музыкального исполнения
мы узнаем из сочинений его второго сына, Карла Филиппа Эмануэля Баха. Старший
сын Баха, Вильгельм Фридеман, известен как органист и композитор-контрапунктист.
Третий его сын, Иоганн Христиан, дал значительный толчок развитию сонатной
формы.