Мендельсон
(Mendelson) Феликс (1809-1847), внук философа и еврейского реформатора Моисея
Мендельсона и сын берлинского банкира Авраама Мендельсона, родился 3 февраля
1809 года в Гамбурге. К тому времени семья, принявшая христианство, взяла
вторую фамилию - Бартольди. Обнаружив рано музыкальные способности, Феликс
занимался на фортепиано у Бергера, на скрипке у Гениша и по теории музыки
у Цельтера. В 1818 году Мендельсон с успехом играл на фортепиано в частном
концерте, в 1819-м выступил как альтист в Берлине. В доме отца устраивались
музЫкальные собрания с участием небольшого оркестра, и мальчик, начавший
сочинять, имел возможность пробовать в оркестре написанное и таким образом
слышать и проверять свои сочинения, что несомненно приносило ему громадную
пользу. С 1820 года начинаются серьезные занятия композицией; в этом году
он написал скрипичную сонату, 2 фортепианные сонаты, маленькую кантату,
маленькую оперетту, несколько песен и мужских квартетов. В 1821 году он
познакомился с
Вебером,
который произвел на него сильное впечатление. В том же году Цельтер свез
его к Гете, который принял мальчика ласково и очень заинтересовался его
талантом. В 1825 году Мендельсон сопровождает своего отца в Париж, где знакомится
со многими знаменитостями и вызывает удивление ранним развитием дарования.
В 1826 году Мендельсон создает увертюру к комедии Шекспира "Сон в летнюю
ночь"; всю музыку к пьесе он написал семнадцать лет спустя, в 1843
году.
В 1827 году в Берлине поставлена опера Мендельсона "Свадьба Камачо".
Тогда же он поступает в Берлинский университет. 1829 год отмечен важным
музыкальным событием, виновником которого был Мендельсон: под его управлением
в Берлине состоялось первое после смерти Баха исполнение "Страстей
по Матфею". В том же году по приглашению Мошелеса Мендельсон уезжает
в Лондон. Здесь в концерте филармонического общества он исполняет в первый
раз под личным управлением свою c-moll'ную Симфонию и увертюру "Сон
в летнюю ночь". Прием композитору был сделан блестящий. После путешествия
по Шотландии молодой музыкант возвращается в Берлин европейской знаменитостью.
В 1830 году он предпринимает путешествие по Италии, а оттуда (1832) едет
в Париж и Лондон. В Лондоне он дирижирует увертюрой "Гебриды"
и исполняет g-moll'ный Концерт для фортепиано. Здесь же он издает первую
тетрадь "Песен без слов". В 1833 году Мендельсону было поручено
дирижирование на Рейнском музыкальном торжестве в Дюссельдорфе. Отсюда
он едет опять в Лондон, где дирижирует своей Итальянской симфонией, а
по возвращении в Дюссельдорф получает место музикдиректора, которое занимает
два года, после чего в 1835 году дирижирует на музыкальном празднике в
Кельне. В том же году он принимает предложение занять место капельмейстера
симфонических концертов Гевандхауза в Лейпциге. Дирижерские способности,
прекрасное музыкальное образование и композиторское дарование быстро делают
Мендельсона центром лейпцигской музыкальной жизни, а Лейпциг - центром
музыкальной жизни Германии и Европы.
Концерты Гевандхауза достигают своей высшей славы. В 1836 году Лейпцигский
университет дает Мендельсону степень доктора философии honoris causa.
Зародившаяся ицея написать ораторию-трилогию "Илия - Павел - Христос"
была не осуществлена композитором до конца, так как ему удалось написать
только оратории "Илия" и "Павел"; оратория "Христос"
осталась неоконченной, и отрывки из нее были напечатаны уже после смерти
композитора как ор. 97. Оратория "Павел" была окончена в 1836
году и в том же году исполнена в Дюссельдорфе. Оратория "Илия",
начатая композитором десятью годами ранее, позднее была переделана им,
и первое исполнение ее под личным управлением автора состоялось в Бирмингеме
в 1846 году: В Лейпциге эта оратория была исполнена уже после смерти композитора.
В своих ораториях Мендельсон старался подражать Генделю и Баху. Хотя он
не достиг высоты их религиозно-драматического гения, но своими ораториями
подготовил публику к лучшему пониманию вышеупомянутых корифеев. В 1843
году Мендельсон основал в Лейпциге консерваторию, и в числе преподавателей
были приглашены Шуман, Фердинанд Давид, Мошелес и др. Король прусский
Фридрих Вильгельм IV старался перетянуть Мендельсона в Берлин.
В 1841 году композитор принял на один год его приглашение, но вскоре вернулся
обратно в Лейпциг, где остался до самой смерти, последовавшей 4 ноября
1847 года.
Мендельсон оставил после себя громадное количество сочинений. Наиболее
выдающимися из них считаются оратории "Павел, "Илия", баллада
"Вальпургиева ночь" для хора и оркестра, увертюры, симфонии
А-dur и а-moll, Скрипичный концерт, фортепианные концерты g-moll и д-moll,
музыка' к комедии "Сон в летнюю ночь" и песни без слов для фортепиано.
Мендельсон принадлежит к числу выдающихся немецких композиторов. Воспитанный
на классических образцах, он выработал блестящую технику и достиг в своих
сочинениях красоты и грациозности. Его мелодии всегда законченны и красивы,
разработка же и фактура не оставляют желать ничего лучшего. Как романтик
в музыке Мендельсон играет роль далеко не последнюю, хотя и не столь видную,
как Шуберт и Шуман. Заслуга Мендельсона как дирижера заключается в пропаганде
произведений величайших композиторов: он впервые познакомил немецкую публику
с Симфонией С-dur Шуберта (разысканной в Вене Шуманом) и первый, после
долгого перерыва, начал исполнять в Германии Баха и Генделя.