Фон
Вебер (von Weber) Карл Мария (1786-1826), один из первых композиторов романтического
стиля, родился 18 ноября 1786 года в Эйтине, земля Шлезвиг-Гольштейн. Обнаружив
рано свое музыкальное дарование, он в детстве был лишен возможности систематически
заниматься музыкой вследствие непостоянства в образе жизни своего отца,
оперного капельмейстера и антрепренера, странствовавшего из города в город.
В 1797 году Вебер берет уроки по теории музыки у Михаэля Гайдна, а с 1798-го
по 1800 год занимается теорией с придворным органистом Кальхером. К этому
времени относятся его первые опыты в композиции. В 1801 году Вебер вновь
занимается с Гайдном, а в 1803-м, переселившись в Вену, основательно проходит
курс теории композиции под руководством знаменитого теоретика аббата Фоглера.
В 1804 году Вебер принимает предложение занять место капельмейстера в театре
в Бреслау, в 1806-м переходит на службу к принцу Евгению Вюртембергскому
в Карлсруэ, а затем переезжает в Штутгарт, где делается секретарем принца
Людвига Вюртембергского и учителем музыки его дочерей. В 1810 году Вебер
лишился этого места из-за легкомысленного и безрассудного поведения своего
отца, следствием чего была высылка их обоих из Штутгарта. В 1813 году Вебер
был назначен капельмейстером оперного театра в Праге, а в 1816-м был приглашен
саксонским королем занять место директора и капельмейстера немецкой оперы
в Дрездене.
Первым опытом Вебера в драматической музыке была опера "Сила любви
и вина" (1799). В 1800 году большой успех имела его опера "Немая
лесная девушка". Опера эта быстро обошла почти все сцены Европы и была
поставлена даже в Петербурге. Дальнейшие оперы Вебера были "Петер Шмоль
и его соседи" (1802) и "Абу Гасан" (1811). Проникнутый патриотическим
чувством, возбужденным наполеоновскими войнами, Вебер в 1814 году написал
воинственные песни для мужского хора (на стихи Кернера) и кантату по случаю
победы при Ватерлоо. Эти сочинения сделали его имя популярным в Германии.
Но истинным выразителем подъема национального духа Вебер является в операх
"Вольный стрелок", "Эврианта" и "Оберон",
в которых он проявил себя как самобытный немецкий композитор и главный представитель
романтического направления. Для своих опер Вебер брал или народные мелодии,
которые разрабатывал, или же создавал свои собственные в народном стиле.
Большой знаток сцены, он умел пользоваться самыми разнообразными драматическими
эффектами, и характеры действующих в его операх лиц очерчены всегда весьма
ярко; вводя же фантастический элемент, он этим обогащал музыкальную сторону
своих опер. Композитор отлично владел оркестром, и его инструментовка отличается
колоритностью. "Вольный стрелок", поставленный в первый раз в
Берлине в 1821 году, имел колоссальный успех, быстро обошел все германские
сцены и везде вызывал в публике энтузиазм. "Эврианта" (1822) уже
не имела того блестящего успеха. "Оберон" написан Вебером по заказу
лондонского антрепренера и поставлен в Лондоне в 1826 году. В том же году,
5 июня, Вебер умер, сраженный чахоткой. Под звуки моцартовского Реквиема
тело его было погребено в склепе Морфильдской капеллы, а в 1844 году перевезено
в Дрезден.
Будучи блестящим пианистом, Вебер оставил много фортепианных сочинений:
4 сонаты, Сонату в четыре руки, 2 концерта, Concertstueck и Полонез (обе
вещи с оркестром), Блестящее рондо, несколько сочинений вариаций, "Приглашение
к танцу", а также Фортепианный квартет, 6 скрипичных сонат, Квинтет
для кларнета и струнных инструментов, 2 концерта для кларнета, Концерт для
фагота, Концертино для валторны; 2 симфонии, увертюры, вокальные квартеты,
дуэты, детские песни, гимны и пр. Вебер был также известен как музыкальный
писатель.