Пуччини
(Puccini) Джакомо (1858-1924), крупнейший после Верди итальянский оперный
композитор, родился 22 декабря 1858 года в Лукке. Его отец был органистом,
дирижером, композитором и педагогом. Мальчик, очень рано проявивший музыкальное
дарование, с пяти лет начал заниматься музыкой с отцом и уже с десяти лет
стал работать церковным органистом. Чувствуя необходимость серьезного образования,
Джакомо в 1872 году поступил в Музыкальный институт имени Дж. Пачини, где
написал свои первые сочинения, преимущественно духовного содержания. В 1880
году он поехал в Милан, где занимался в консерватории у Понкьелли (по композиции)
и Баццини (гармония и контрапункт). В 1883 году на окончание консерватории
Пуччини написал свою первую оперу "Виллисы", которая привлекла
внимание критики и имела у публики некоторый успех, но в репертуаре не удержалась.
Однако молодой музыкант почувствовал вкус к оперному жанру. На протяжении
последующих лет он пишет оперы "Эдгар" (1885 - 1888), "Манон
Леско" (1890 - 1892), "Богема" (1893 - 1895), "Тоска"
(1896 - 1899), "Мадам Баттерфляй" (1901 - 1903), "Девушка
с Запада" (1907 - 1910), "Ласточка" (1914 - 1916), триптих:
"Плащ" (1915 - 1916), "Сеетра Анжелика" (1916 - 1917),
"Джаини Скикки" (1917 - 1918).
В поисках подходящего оперного либретто Пуччини обращался к самым разнообразным
литературным источникам. Его привлекали сюжеты, отличающиеся острым столкновением
страстей, напряженным драматизмом, с трогательными женскими образами. Свою
последнюю оперу, "Турандот", Пуччини закончить не успел. Он умер
29 ноября 1924 году в Брюсселе, похоронен в Милане. "Турандот"
была закончена композитором Альфано.
В своих операх Пуччини стремится к музыкальному реализму, к непрерывному
развитию действия. Его музыка отличается лиризмом, выразительностью, повышенной
экспрессивностью, иногда - на грани хорошего вкуса. Используя опыт Вагнера,
он стремится отойти от завершенных музыкальных номеров, прибегает к лейтмотивам.
Его стиль оказался новым для итальянской оперы с ее давними традициями и
существенно повлиял не только на младших современников Пуччини - итальянских
композиторов, но и на дальнейшее развитие оперного искусства в целом. Его
влияние заметно и в оперной музыке Прокофьева и Шостаковича. Кроме опер
Пуччини оставил несколько кантат, камерно-инструментальные ансамбли, романсы,
хоры, органные пьесы.