Композиторы

на сайте

На главную

Разделы "Записи на нашем сайте" в стадии заполнения.

 
Ноты
Словарь
Даты
Ссылки
Гостевая книга
Форум
E-mail
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН
Ван Бетховен (van Beethoven) Людвиг (1770-1827), величайший композитор XIX века, родился 16 декабря 1770 года в Бонне, где дед его был капельмейстером, а отец - тенором в курфюрстской капелле. Музыкальное дарование Бетховена проявилось весьма рано, но тяжелые семейные условия имели большое влияние на развитие характера будущего композитора и сделали его, еще ребенком, мрачным и задумчивым. Первым учителем музыки Людвига был его отец, вспыльчивый, грубый нрав которого и пристрастие к вину делали уроки очень тяжкими и едва не заглушили в ребенке любви к музыке. С течением времени уроки с отцом сделались невыносимыми, и мальчик начал брать уроки у гобоиста Пфейфера и придворного органиста Эдена, а позднее у капельмейстера Нефе. Успехи Бетховена вскоре обратили на него всеобщее внимание, и в 1785 году он был назначен органистом курфюрстской капеллы. К этому времени относятся его первые опыты в композиции и в том числе кантата, которая удостоилась похвалы Гайдна, бывшего в Бонне проездом из Англии в Вену в 1792 году.

Благодаря ходатайству графа Вальдштейна, первого почитателя и покровителя Бетховена, в том же году молодой музыкант был послан для усовершенствования в Вену, где начал заниматься под руководством Гайдна. Но Гайдн не обладал преподавательским даром; Бетховен за спиной у него работал с композитором Шенком, автором оперы "Деревенский цирюльник", и с поправленными уже Шенком работами приходил затем к Гайдну. Такая мистификация длилась два года, пока Гайдн в 1794 году не уехал опять в Англию. Впоследствии Бетховен признавался, что, собственно говоря, строгость построения формы он изучил у Шенка, тогда как Гайдн способствовал лишь развитию его музыкального вкуса. Контрапунктом Бетховен занимался у Альбрехтсбергера, в области вокальной и драматической музыки пользовался советами Сальери.

Живя в Вене и приобретя славу хорошего пианиста и в особенности виртуоза-импровизатора, Бетховен стал вращаться в высшем обществе, и круг его высокопоставленных друзей и почитателей постепенно увеличивался. Граф Франц Брунсвик, барон Глейхенштейн, Стефан Брейнинг, князь Лихновский, граф Разумовский, князь Лобковиц приняли в нем горячее участие. Его сочинения недурно оплачивались, и его денежные дела стали поправляться. Уже в эти годы (после 1795) музыка Бетховена отличается стройностью и красотой формы, глубиной и богатством содержания. Композитор работал над формами камерной музыки: сонатами для фортепиано и других инструментов, струнными квартетами, и выработанные в этой области приемы перенес в оркестровую музыку, сделавшись, таким образом, создателем инструментальной музыки в широком смысле слова. После первых симфоний и квартетов направление творчества Бетховена ясно определилось, и с каждым новым произведением все ярче выступал его гений, полный индивидуальности и свободы выражения. Так создает Бетховен свою симфонию "Eroica" (1804), увертюру "Леонора" № 3 (1805), три русских квартета (1806), симфонии В-dur (1806), с-moll, Пасторальную (1807 - 1808) и А-dur (1812).

Но Бетховен не увлекался исключительно инструментальной музыкой, а работал в то же время и в области вокальной. Он написал ораторию "Христос на Масличной горе" (1803), оперу "Фиделио", поставленную сначала без особенного успеха в Вене в 1805 году, вновь переделанную в 1814-м и занявшую позднее прочное положение на немецких оперных сценах. К театральной музыке Бетховена принадлежат также "Прометей" (1801), увертюра к "Кориолану" (1807), музыка к "Эгмонту" (1810), "Король 1" Стефан" и "Афинские развалины" (1812).

В 1809 году материальное положение Бетховена значительно улучшается. Эрцгерцог Рудольф, его друг и ученик, князь Лобковиц и граф Кинский сложились и предложили Бетховену содержание в 4000 флоринов при условии остаться в Вене и отказаться от предложенного ему места придворного капельмейстера в Касселе. Содержание это, впрочем, в 1811 году сократилось вследствие банкротства князя Лобковица и смерти графа Кинского, но все же оставшаяся часть достаточно обеспечивала Бетховена и позволяла ему свободно отдаться творческой деятельности.

В 1814 году Бетховен достигает величайшей славы: исполнение при приподнятом по случаю падения Наполеона настроении публики Седьмой и Восьмой симфоний, "Битвы при Виттории", кантаты "Славное мгновение" и появление на сцене воsобновленного "Фиделио" доставляют композитору в Вене громадную популярность. Вместе с тем усиливающаяся потеря слуха, начавшаяся еще в 1802 году, приводит его в мрачное настроение. Он начинает избегать людей и искать уединения; к тому же материальное положение начинает ухудшаться, а неприятности и заботы по воспитанию племянника, сына умершего, брата Карла, приносят Бетховену новые огорчения. Религиозное строение, охватившее в это время композитора, вызвало в нем желание как бы очистить свою душу, покаяться путем работы и творчества. Толчком к этому желанию послужило назначение эрцгерцога Рудольфа архиепископом Ольмюца. Бетховен решил написать торжественную мессу (missa solemnis) ко дню посвящения эрцгерцога, и осенью 1818 года была начата партитура этого произведения, на которое были положены композитором все его силы и целых четыре года труда. Месса эта сильно отличается от C-dur'ной, написанной в 1808 году в стиле Моцарта и Гайдна. Missa solemnis по обширности плана и широте замысла выходит из обычных рамок подобного рода сочинений; хотя в ней недостает непосредственной жизненности и силы, она проникнута величием содержания и возвышенностью настроения.

Летом 1822 года Бетховен взялся за обработку своей Девятой симфонии, последняя часть которой написана для солистов и хора на текст шиллеровской оды "К радости". Это величайшее произведение, являющееся конечным результатом всей жизни композитора, носит характер поистине трагический. В это время, как часто и прежде, в воображении композитора носился образ Фауста и вызывал, с одной стороны, страстное желание разрушить, уничтожить мир, не приносящий радостей, с другой стороны - найти источник удовлетворения. Бетховен понял наконец, что настоящая жизнь человеческая заключается в добровольной жертве и умении преклонить свою волю перед судьбой. Сознание, что счастье можно обрести только в жизни для других, для всех, для всего человечества, уже в юности композитора нашло в себе отклик во вдохновенном гимне Шиллера "К радости". Бетховен пробовал положить его на музыку еще в 1793 году. В 1812-м композитор набросал увертюру "Шиллер", а в 1814-м главные мотивы ее перенес в Увертюру, ор. 115. Но так как стихотворение Шиллера имело более глубокий смысл, то композитор не переставал думать о нем, стараясь найти настоящую мелодию, которая бы вполне соответствовала содержанию стихотворения. В 1822 году такая мелодия была найдена, и не только для первых строк, но и для всего стихотворения. Мелодия эта совершенно ясно предстала перед композитором вместе с осознанием новых основ жизни, которых он прежде долго и тщетно искал. Так создавалось это величайшее произведение, которое было закончено композитором в 1824 году. Силы Бетховена, несмотря на то что ему было всего пятьдесят три года, уже заметно слабели; к тому же он окончательно начал терять слух, что действовало на него удручающим образом. Ни один из многочисленных планов, кроме последних квартетов, не был осуществлен. Эти квартеты, представляющие неистощимый кладезь музыки и драматизма, были последними произведениями великого композитора: болезнь уже караулила его и в тяжелых страданиях он умер 26 марта 1827 года в Вене.

Бетховен - преимущественно инструментальный композитор. Он работал медленно, старательно обдумывал и часто переделывал свои произведения, а потому сравнительно с другими авторами написал не особенно много. Бетховен также не создал новых форм, а расширил лишь прежние. Отличительной чертой его творчества был юмор, проявлявшийся с особенной силой в форме скерцо. В общей сложности Бетховен написал 2 мессы, оперу "Фиделио", ораторию "Христос на Масличной горе", кантату "Славное мгновение", 9 симфоний, фантазию "Битва при Виттории", музыку к "Прометею", "Эгмонту" и "Афинским развалинам", 7 отдельных увертюр, Скрипичный концерт, 5 концертов для фортепиано, Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели, Фантазию для фортепиано, оркестра и хора, 66 песен и дуэт для пения с фортепиано, 18 канонов для пения, 7 тетрадей английских, шотландских и ирландских песен, 38 сонат для фортепиано, 10 - для скрипки, 5 - для виолончели, 3 тетради вариаций для виолончели и фортепиано, 21 сочинение вариаций для фортепиано, Сонату для валторны, 8 трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 4 фортепианных квартета, Квинтет для фортепиано и духовых инструментов, 2 октета и секстет для духовых инструментов, 16 струнных квартетов, 2 фуги - для струнного квартета и квинтета, 5 струнных трио, Трио для двух гобоев и английского рожка, 3 дуэта для кларнета и фагота, 2 квартета для тромбонов и большое количество мелких вокальных и инструментальных произведений.

ЗАПИСИ НА НАШЕМ САЙТЕ
Жанр произведения
Название
(номер опуса)
Состав исполнителей
Персоналии
Название части, арии
(нажмите чтобы скачать)
Год
Дополнительная
информация
Заказать запись в формате Audio-Cd  

 

Используются технологии uCoz