Вагнер
(Wagner) Рихард (1813-1883), один из величайших оперных композиторов XIX
века, поэт и музыкальный писатель, родился 22 мая 1813 года в Лейпциге.
Отец его, полицейский чиновник, умер, когда ребенку был всего один год,
мать вскоре вышла вторично замуж за дрезденского актера Л. Гейера, и семья
переселилась в Дрезден. Здесь Рихард учился в гимназии и по окончании ее
слушал лекции по философии и эстетике в университете. В детстве он не чувствовал
особенного влечения к музыке и не отличался большим музыкальным развитием,
веледствие чего в музыкальном отношении был предоставлен самому себе. Сильное
впечатление произвело на Вагнера знакомство с сочинениями Бетховена; он
заинтересовался музыкой и начал брать уроки фортепианной игры у органиста
Готлиба Мюллера, а теории музыки - у Теодора Вейлинга.
Первый опыт Вагнера в опере был неудачен - как текст, так и музыка начатой
им в 1833 году оперы "Свадьба" были автором сожжены. Но еще в
том же году он написал оперу "Феи". В 1834 году Вагнер начал карьеру
музыканта в качестве дирижера оперного театра Магдебурга. Здесь он написал
свою вторую оперу - "Запрет любви" (на сюжет шекспировской комедии
"Мера за меру"). Опера, поставленная на магдебургской сцене в
1836 году, имела слабый успех. В том же году магдебургская оперная труппа
распалась, и Вагнеру было предложено занять место дирижера в кенигсбергском
городском театре, который, однако, вследствие банкротства антрепренера вскоре
закрылся.
Осенью 1837 года Вагнер принял место дирижера оперного театра в Риге. Здесь
он написал свою первую большую оперу "Риенци". Задумав поставить
ее в Париже, Вагнер покидает в 1839 году Ригу и морем через Лондон отправляется
в Париж. В Париже началось для него тяжелое время, когда он должен был всячески
изыскивать средства к существованию. Занимаясь переложениями и аранжировками
модных опер и сочинением французских романсов, он одновременно сотрудничает
в разных парижских газетах в качестве музыкального рецензента и критика.
За время трехлетнего пребывания в Париже Вагнер докончил оперу "Риенци"
и написал новую оперу - "Летучий голландец"; ее идея пришла Вагнеру
во время переезда из Лондона во Францию, когда пароход, на котором находился
композитор, едва не погиб от страшной бури.
Первое представление "Риенци" состоялось в Дрездене 20 октября
1842 года. Успех был настолько велик, что Вагнер предложил театру и "Летучего
голландца", премьера которого состоялась 2 января 1843 года. Впечатление
"Летучий голландец" произвел необыкновенное. В отличие от "Риенци",
написанного в традиции французской большой оперы и носящего на себе влияние
Мейербера, "Летучий голландец" представляет нечто новое в оперном
искусстве. Отсутствие старых оперных форм (главная певица имеет всего один,
и тот коротенький, вполне законченный номер - балладу) было нечто неслыханное;
систематическое же, впервые постоянно применяемое избегание заключений,
расчленяющих оперу на отдельные законченные номера, производило странное
действие на слушателей. Вагнер впервые применил систему лейтмотивов, характеризующих
действующие лица, хотя и не в той еще широкой степени, как это встречается
в позднейших его операх. Неограниченная же свобода в гармонизации и употребление
в изобилии хроматизма и модуляций, производивших впечатление странной, неслыханной
дотоле новизны, не могли служить успеху оперы. Как публика, так и критика
разделились на две партии: одна - за, другая - против Вагнера.
19 октября 1845 года в Дрездене был поставлен "Тангейзер". Опера
эта встретила холодный прием публики, которая не сумела оценить новое творение
Вагнера со стороны художественного и национального его значения.
С занятием места капельмейстера оперного театра в Дрездене (1843) начинается
замечательная деятельность Вагнера как дирижера. Благодаря мастерскому исполнению
оперы Глюка он приобретает большую известность. 1846 год должен быть отмечен
превосходным исполнением в одном из концертов под управлением Вагнера Девятой
симфонии Бетховена, что стало событием в Германии. Достигнув выдающегося
положения, Вагнер стал стремиться к созданию идеальной оперы, в которой
драма служила бы главной целью, а музыка - лишь средством. Это привело композитора
к идее необходимости реформы в оперном деле, и он начал энергично стремиться
к осуществлению своей идеи. Теперь он задался мыслью написать для оперы
такой текст, который бы подчинил себе музыку; в результате появляются тексты
"Лоэнгрина", "Мейстерзингеров" и "Нибелунгов".
Бурный 1848 год застает Вагнера в рядах недовольных. Он подает правительству
проект об учреждении "Национального театра Саксонского королевства".
Проект этот правительством оставлен без внимания, и Вагнер, как замешанный
в политических событиях, принужден покинуть Дрезден. Он уезжает сначала
в Веймар, а затем в Париж и после недолгого пребывания в этом городе поселяется
в Цюрихе, который на многие годы делается его главным местожительством.
Здесь он издает свои брошюры "Искусство и революция" (1849), "Художественное
произведение будущего" (1850), "Опера и драма" (1851) и др.
В 1847 году композитор закончил "Лоэнгрина". Благодаря стараниям
Листа, с которым Вагнер очень подружился, "Лоэнгрин" 28 августа
1850 года был поставлен в Веймаре. Листу же Вагнер обязан тем, что "Тангейзер"
приобрел популярность и сделался репертуарной оперой многих немецких сцен.
Получив в 1861 году амнистию, Вагнер возвращается в Германию. 1862 год он
проводит в Бибрихе, на Рейне, занятый сочинением оперы "Мейстерзингеры".
Работа эта приостановилась вследствие предпринятого Вагнером концертного
путешествия в Прагу и Петербург, где он познакомил публику с отрывками из
своих опер, а также мастерски дирижировал сочинениями Бетховена. Успех концертов
Вагнера был колоссальный.
Наконец для композитора наступает момент, когда заветным и долго лелеянным
мечтам создать идеальную оперу является возможность осуществиться. В 1864
году на баварский престол вступает Людвиг II, горячий поклонник Вагнера
и страстный почитатель его таланта. Он приглашает композитора в Мюнхен и
дарит ему виллу на берегу Штарнбергского озера. 10 июня1865 года состоялась
премьера "Тристана и Изольды" на мюнхенской сцене. Менее повезло
этой опере в Вене и. Дрездене, где певцы и певицы отказались от исполнения
"Тристана и Изольды", как оперы, недоступной человеческим голосам.
В 1866 году Вагнер оставляет Мюнхен и поселяется около Люцерна, где заканчивает
"Мейстерзингеров" и продолжает работать над тетралогией "Кольцо
нибелунга". 21 июня 1868 года в Мюнхене состоялось первое представление
"Мейстерзингеров", и Вагнер присутствовал на нем, сидя рядом с
королем в королевской ложе. Мюнхен сделался центром пропаганды вагнеровской
музыки. Тетралогия требовала театра со всевозможными новейшими приспособлениями
в декоративном и акустическом отношениях, и в 1872 году в Байройте совершилась
закладка нового театра. Благодаря материальной помощи Людвига II, друзей
и почитателей Вагнера, удалось добыть для постройки Байройтского театра
требуемую сумму - 900 000 марок, - и 13 августа 1876 года последовало выдающееся
событие в музыкальной жизни Германии: при участии лучших музыкальных сил
состоялось троекратное исполнение (с 13 по 30 августа) "Кольца нибелунга"
в присутствии германского императора, короля баварского, принцев и многочисленной
публики, преимущественно писателей, художников и музыкантов.
В 1882 году Вагнер закончил оперу "Парсифаль", которая стала его
лебединой песней. Он умер 3 февраля 1883 года в Венеции, куда переселился
в надежде на облегчение болезни астмы, которою страдал последние годы жизни.
Вагнер занимает в истории музыки выдающееся место. Стремясь создать музыкальную
драму - такую оперную форму, которая являлась бы чем-то цельным, неразрывным,
Вагнер отказался от прежних оперных форм: арий, дуэтов и прочих подобных
ансамблей. Вместе с тем он обратил особенное внимание на либретто, считая
его главнейшим элементом оперы. Владея хорошо стихом, композитор сам писал
тексты своих опер; некоторые из них с художественной стороны представляют
собой вполне законченные произведения. В операх он широко применял систему
лейтмотивов. Каждое действующее лицо имеет свой собственный характерный
мотив, который постоянно сопутствует этому лицу, изменяясь ритмически и
отчасти мелодически сообразно различным драматическим моментам. Пристрастие
Вагнера к лейтмотивам сказалось особенно сильно в последних его творениях,
где он применяет тематизм с большой последовательностью. Избегая вполне
законченных округленных музыкальных форм, Вагнер придерживается певучего
речитатива или ариозного пения, стараясь приблизиться к разговорной речи,
перенося всю тяжесть контрапунктической разработки в оркестр, который и
иллюстрирует музыкально различные драматические ситуации; но, несмотря на
сложную мелодическую разработку, музыка у Вагнера никогда не преобладает
над текстом. Вагнер является замечательным мелодистом и гармонистом; в оркестровке
же соединением разнородных красок он достигает поразительных звуковых комбинаций,
будучи в этом случае превосходным симфонистом.
Кроме опер Вагнер написал 4 увертюры, кантату на новый год для хора и оркестра
(1834), музыку и вокальные номера к феерии Глейха "Горный дух"
(1836) и многое др.