Композиторы

на сайте

На главную

Разделы "Записи на нашем сайте" в стадии заполнения.

 
Ноты
Словарь
Даты
Ссылки
Гостевая книга
Форум
E-mail
РИХАРД ШТРАУС
Штраус (Straus) Рихард (1864-1949), выдающийся немецкий композитор, родился 11 июня 1864 года в Мюнхене, первоначальное музыкальное образование получил у своего отца Франца Штрауса, валторниста придворной мюнхенской капеллы, и у капельмейстера этой капеллы Мейера. Как композитор Штраус начинает выступать очень рано: в 1881 году в Мюнхене исполняется его Струнный квартет, в 1883 году в Берлине Увертюра с-moll и в том же году Сюита для 13 духовых инструментов, которая благодаря концертам Бюлова быстро приобретает известность в музыкальных кругах Германии. В 1885 году по рекомендации Бюлова Штраус получает приглашение в Мейнинген в качестве дирижера придворной капеллы. В 1886 году он назначается третьим капельмейстером мюнхенского придворного театра, откуда в 1889 году переходит капельмейстером в Веймар. В 1894-м Штраус получает место второго придворного капельмейстера в Мюнхене и, наконец, в 1898 году назначается первым придворным капельмейстером в Берлине. Такую быструю карьеру Штраус сделал благодаря не только успеху своих сочинений, составивших ему крупное имя в музыкальном мире, но также благодаря выдающимся дирижерским способностям. В 1898 году вместе с другими известными музыкантами он основал в Берлине общество композиторов, цель которого заключалась в защите их авторских прав.

Штраус - плодовитый композитор. Выдающиеся произведения первого периода его творческой деятельности - Симфония f-moll, Скрипичный концерт, Концерт для валторны, сонаты фортепианная, скрипичная и виолончельная, Струнный квартет, ор. 2, и Фортепианный квартет, ор. 13, несколько тетрадей песен; далее следуют программные сочинения: симфонические поэмы "Дон Жуан" (1889), "Смерть и просветление" (1889), "Макбет" (1890), "Веселые забавы Тиля Уленшпигеля", "Так говорил Заратустра" (1896), "Дон Кихот" (1897), "Жизнь героя" (1899), 2 шестнадцатиголосных хора а сарреllа, ор. 34, ряд песен и опера "Гунтрам" (1893).

Появление произведений Штрауса на концертной эстраде вызвало самые разноречивые мнения. Образовались две партии: одна видела в Штраусе величайшего композитора и потому превозносила его, другая порицала его и отрицала за ним всякое значение, находя его самым заурядным талантом. Большинство сочинений Штрауса принадлежит области программной музыки. Исповедуя вагнеровские принципы, композитор никогда не играет звуками и, чтобы ярче и картиннее выразить свою мысль, строго придерживается намеченной программы. Дарование Штрауса, обладающее громадными положительными сторонами, имеет, однако, и свои отрицательные. Он блестяще и колоритно инструментует и удачно применяет вагнеровские приемы - систему лейтмотивов, но, с другой стороны, он слаб и мало изобретателен в мелодическом отношении,,почему в сочинениях его отсутствует полифонический стиль.

В последующие годы Штраус преимущественное предпочтение отдал опере. Им написаны "Саломея" (1905), "Электра" (1908), "Кавалер розы" (1910), "Ариадна на Наксосе" (1912), "Женщина без тени" (1918), "Интермеццо" (1923), "Елена Египетская" (1927), "Арабелла" (1932), "Молчаливая женщина" (1935), "День мира" (1936), "Дафна" (1937), "Любовь Данаи" (1940), "Каприччио" (1942). Кроме того, Штраус - автор балетов "Легенда об Иосифе" (1914) и "Сбитые сливки" (1921), трех симфоний, симфонических сюит, инструментальных концертов и более мелких пьес, хоровых и вокальных сочинений.

Р. Штраус умер 8 сентября 1949 года в Гармиш-Партенкирхене, близ Мюнхена.

ЗАПИСИ НА НАШЕМ САЙТЕ
Жанр произведения
Название
(номер опуса)
Состав исполнителей
Персоналии
Название части, арии
(нажмите чтобы скачать)
Год
Дополнительная
информация
Заказать запись в формате Audio-Cd  

 

Используются технологии uCoz