Шуман (Schumann) Роберт
(1810-1856) родился 8 июня 1810 года в Цвиккау, Саксония. Отец его, книготорговец
и издатель, обладал хорошими средствами и стремился дать своему сыну всестороннее
образование. Музыкальные дарования проявились у мальчика очень рано, и
семи лет он начал брать уроки на фортепиано. Исполняя желание матери (отец
умер в 1826 году), Роберт после окончания гимназии поступил в Лейпцигский
университет на юридический факультет. Но юридические науки мало интересовали
Шумана, и он всецело окунулся в водоворот лейпцигской музыкальной жизни.
Познакомившись с Фридрихом Виком, пользовавшимся известностью лучшего
фортепианного учителя в Лейпциге, Шуман стал у него заниматься. В следующем
году он перешел в Гейдельбергский университет, но и там больше интересовался
музыкой, чем юриспруденцией. Получив наконец от матери разрешение посвятить
себя музыке, Шуман в 1830 году возвращается в Лейпциг и начинает регулярные
занятия с Виком, одновременно берет уроки теории музыки и композиции.
Вследствие усиленных упражнений он повредил себе палец; в результате чего
должен был отказаться от карьеры пианиста-виртуоза (1831). Теперь он с
еще большим рвением принялся за изучение теории композиции под руководством
Г. Дорна. К сожалению, занятия с Дорном продолжались только до 1832 года,
когда Дорн уехал в Гамбург. Предоставленный самому себе, Шуман углубился
в изучение сочинений Баха и Генделя.
В 1831 году Шуман впервые выступает как музыкальный критик. До занятий
с Дорном им были написаны для фортепиано вариации "Abegg", Токката
C-dur (1830), "Papillons" (1829 1831), Allegro (1831), Intermezzi
и Studien nach Capricen von Paganini (оба 1832), Concertstucke nach Capricen
von Paganini (1833). Вполне зрелым композитором Шуман является в своем
"Карнавале", написанном в 1834 - 1835 годах. В 1834-м Шуман
в сообществе с Юлиусом Кнорром, Людвигом Шунке и Фридрихом Виком основал
музыкальную газету "Neue Zeitschrift fur Musik". В декабре того
же года умирает Шунке; вскоре Кнорр и Вик выходят из состава администрации,
и Шуман остается полновластным хозяином основанного им органа, продолжая
вести издание его на свой собственный риск. Газета стала поборником передового
движения и прогрессивного направления в музыке. Статьи Шумана, полные
увлеченности, знания и силы убеждения, читались публикой с большим интересом.
Он бичевал бездарности и горячо приветствовал молодые таланты. Он приветствовал
талант Шопена, позднее пророчески оповестил о новом восходящем светиле
- Брамсе.
Die Davidsbundler, играющие роль в фортепианных и литературных сочинениях
Шумана, не кто иные, как сам он и его товарищи по убеждениям, основатели
газеты "Neue Zeitschrift fur Musik". Шуман любил, подобно Платону,
представлять в виде диалогов различные мнения, на основании которых можно
было составить необходимое суждение о данном вопросе. Продолжая создавать
в образах вдохновенного и пылкого Флорестана и тихого и остроумного Эвсебия
два взгляда в своих суждениях, он к этим двум лицам присоединяет в качестве
посредника и высшего судьи мудрого мастера Раро. Шуман дал этим идеализированным
художникам-энтузиастам общее название Die Davidsbundler, с которым мы
встречаемся в его "Davidsbundlertanze" и в "Карнавале".
Романтическая натура Шумана проявляется в постоянном сплетении фантазии
и действительности в изображении идеальных лиц, за которыми кроме него
самого скрываются близкие его сердцу (Chiara или Chiarina и -Zilia - имена,
придуманные для Клары Вик, а позднее Fe1ix Meritis - для Мендельсона;
в "Карнавале" выступают без маски даже Шопен и Паганини). Все
более усиливается влечение композитора к Кларе Вик, дочери его бывшего
учителя, которая стала превосходной пианисткой. В 1836 году Шуман сделал
ей предложение, но получил от ее отца отказ: старик рассчитывал для своей
дочери на лучшую партию.
В 1840 году Иенский университет удостаивает Шумана звания доктора философии
honoris causa. В том же году, несмотря на несогласие отца невесты, Шуман
женился. Он замкнулся от окружавшего его мира и весь ушел в мир семейной
жизни и в мир искусства; за короткое время создал ряд песен, прекрасных
перлов этого жанра, лучшие из которых "Любовь и жизнь женщины"
(Шамиссо), "Любовь поэта" (Гейне). Большинство песен написано
в 1840 году. Постепенно Шуман переходит к более крупным музыкальным формам.
В течение 1841 года он написал три симфонии: Первую (B-dur), Вторую (а-moll,
переделанную в 1851 году в Четвертую), Третью, первоначально названную
симфониеттой.
В 1842 и 1843 годах Шуман создает три струнных квартета (посвященных Мендельсону),
Фортепианный квинтет и Фортепианный квартет, ораторию "Рай и Пери".
Первое исполнение этой оратории в Гевандхаузе под управлением автора состоялось
4 декабря 1843 года. Успех был настолько велик, что через неделю концерт
был повторен. В том же 1843 году с открытием Лейпцигской консерватории
Шуман получает предложение взять на себя ведение классов композиции и
чтения партитур. Но он недолго остается в Лейпцигской консерватории и
уже в 1844 гоjду, вследствие нервной болезни, по совету врачей переселяется
в Дрезден. В том же году он сопутствует своей жене в ее артистической
поездке в Россию (Петербург и Москву). Путешествие это сопровождается
большим триумфом: как игра Клары Шуман, так и сочинения самого Шумана
вызывают восторг. Вернувшись в Дрезден, Шуман с горячностью вновь принимается
за композицию. Здесь им написаны Фортепианный концерт а-moll и Вторая
симфония С-dur (1846), Koncertstuck для четырех валторн, Requiem fur Mignon,
романсы для женских голосов, ор. 69 и 91, романсы и баллады для смешанного
хора, ор. 67 и 75, Koncertstuck для фортепиано и оркестра, два фортепианных
трио, музыка к байроновскому "Манфреду", большая часть Faust-Scenen
(оконченных в 1853), большая часть крупных фортепианных сочинений и песни,
ор. 71. В Дрездене же композитор закончил свою оперу "Геновева"
(1848), первое представление которой под управлением автора состоялось
25 июня 1850 года в городском лейпцигском театре. Успех оперы был настолько
слаб, что после третьего представления она была снята с репертуара. Несмотря
на многочисленные попытки воскресить эту оперу (между прочим, Лист вскоре
поставил ее в Веймаре), недостаток драматичности препятствовал ее сценическому
успеху. Объясняется это тем, что Шуман при своей субъективно-лирической
натуре не обладал необходимой драматической силой и способностью объективно
относиться к сюжету, что весьма важно для оперного композитора.
В 1845 году Шумана начала мучить ужасная нервная болезнь, первые признаки
которой обнаружились еще в 1833-м. Ему слышался выдержанный тон, не дававший
отдыха сначала целыми днями, а позднее и ночами. Галлюцинации, доводившие
Шумана до отчаяния, сделались, наконец, беспрерывными, и часто по ночам
он вскакивал, чтобы записать слышавшиеся ему странные музыкальные комбинации.
К тому же он начал утрачивать способность воспринимать музыку в быстром
движении и даже темпы собственных прежних произведений определял неверно.
При таких обстоятельствах он не мог больше оставаться дирижером и в 1853
году должен был оставить место музикдиректора в Дюссельдорфе. 7 февраля
1854 года наступило полное умопомешательство: Шуман внезапно покинул свою
квартиру и с моста бросился в Рейн. Находившиеся вблизи лодочники вытащили
его из воды. Композитора свезли в лечебницу для душевнобольных, где он
прожил еще два мучительных года. Шуман умер 29 июля 1856 года в Энденихе,
близ Бонна.
По своему внутреннему миру Шуман - композитор-лирик; его мысли обыкновенно
очень сжаты и не годятся для длинной разработки, недостаток же сложной
разработки мотивов дополняется всегда новыми и интересными темами. Сочинения
Шумана представляют собой редкий пример соединения пылкой страстности,
искренности чувства и нежности со старательно, до мельчайших подробностей
разработанной фактурой. Его композиторская деятельность сосредоточилась
преимущественно в области романтического направления, и в этом отношении
он очень приближается к Шуберту. Шуман культивировал форму песни, но сравнительно
с Шубертом сделал большой шаг вперед. Склонный, как и Шуберт, к мечтательности,
но от природы вдумчивый, он стремился к реально-художественной правде,
к наиболее ясному очертанию своих образов, облекая их в рельефно-пластическую
форму.