Шютц (Schuetz) Генрих (1585-1672),
величайший германский композитор XVII века, родился 8 октября 1585 года
в Кестрице, в Тюрингии. 11-летним мальчиком, благодаря прекрасному голосу,
он был принят в гессен-кассельскую придворную капеллу, где и получил всестороннее
образование. В 1607 году он отправился в Марбург и поступил в университет
с целью изучить юридические науки. Пробыв там два года, он блестяще закончил
занятия, получив ученую степень. В это время ландграф Мориц, желая дать
Шютцу возможность продолжать музыкальное образование, предложил ему отправиться
в Венецию к славившемуся тогда Джованни Габриели и предоставил ему для
этой цели довольно крупную сумму ежегодного пособия. В 1609 году Шютц
отправился в Венецию, и занятия его были настолько успешны, что через
два года он издал книгу пятиголосных мадригалов. Но Габриели умер, и Шютц
должен был возвратиться в Германию. В скором времени он занял в Дрездене
место придворного капельмейстера, которое сохранил, с некоторым промежутком,
до самой смерти. Шютц старался устроить свою капеллу по итальянскому образцу,
для чего приглашал в Германию итальянских музыкантов и отправлял немецких
в Италию. Несмотря на сложные и трудные обязанности капельмейстера, Шютц
находил время для педагогической деятельности и подготовил множество прекрасных
музыкантов. Вспыхнувшая тридцатилетняя война губительно подействовала
на дрезденскую капеллу: число музыкантов и певцов капеллы дошло до минимума.
Прервав вследствие этого в 1633 году свою деятельность, Шютц отправился
в Копенгаген, затем в Брауншвейг, Люнебург, Ганновер, Веймар, работал
и в других городах, а в 1642 году возвратился в Данию и оттуда опять в
Дрезден, где начал усиленно хлопотать о восстановлении капеллы. Старания
его увенчались успехом, и после Вестфальского мира к дрезденской капелле
возвращается ее прежний блеск.
Шютц умер 6 ноября 1672 года в Дрездене.
Хотя Шютц был учеником Дж. Габриели, который не писал опер, итальянская
опера сделалась настолько замечательным явлением, что Шютц не мог не обратить
на этот новый род музыки своего внимания и решился перенести оперу на
свою родную почву. Он написал всего одну оперу "Дафна" (на немецкий
перевод текста Ринучини), но введением оперных драматических форм в обработку
библейских сюжетов он способствовал развитию оратории. В духовно-драматических
произведениях композитор соединяет вокальную музыку с инструментальной
и пение соло сопровождает самостоятельным инструментальным аккомпанементом.
Слава Шютца как гениального композитора основана на его образцовых духовно-драматических
произведениях; из них наиболее замечательны "Священные симфонии",
"Воскресение Христово", "Семь слов Спасителя на кресте"
и музыка на страсти Господни (на текст четырех евангелистов). Музыка этих
произведений отличается строгой, возвышенной простотой. Весьма важную
роль в сочинениях Шютца играют хоры: он сознавал драматическое значение
хора, сделавшегося впоследствии одним из главных элементов оперы и оратории.
Шютц также очень искусно пользовался различными музыкальными эффектами
для иллюстрации текста. Кроме поименованных выше произведений перу Шютца
принадлежит множество арий, дуэтов, мотетов и других вокальных и инструментальных
сочинений.