Арнольд Шенберг, один из
своеобразнейших композиторов первой половины ХХ века, родился 13 сентября1874
года в Вене в небогатой семье коммерсанта. Его отец умер, когда Арнольду
было восемь лет, и материальное положение семьи стало очень тяжелым. Мальчик
сам выучился играть на скрипке и виолончели, начал сочинять музыку. Гимназию
посещал до шестого класса, после чего был вынужден занять должность мелкого
служащего в банке. Решающую роль в жизни Шенберга сыграла встреча с композитором
и дирижером А. Цемлинским (1895), который увидел в нем бесспорный талант
и вызвался бесплатно обучать его контрапункту. Эти занятия, продолжавшиеся
несколько месяцев, были единственными в жизни Шенберга. В остальном он
был полным самоучкой.
Первое крупное сочинение - "Песни Гурре" - Шенберг начал писать
в 1900 году. В это время он руководит тремя рабочими хорами в пригородах
Вены, но нужда не прекращается, и он вынужден заняться оркестровкой чужих
оперетт. Позднее он подсчитал, что наоркестровал свыше шести тысяч страниц
чужих партитур. Работа над собственным сочинением была прервана на десять
лет. "Песни Гурре" были закончены в 1911 году и впервые исполнены
в 1913-м. Произведение это доставило автору мировую известность.
В 1903 году Шенберг встретился с Малером. Это стало центральным событием
его биографии. "Малер как бы открыл перед Шенбергом конечную цель музыки
и заговорил о достоинстве музыки настоящим языком", - пишет первый
русский биограф Шенберга И. Соллертинский. С того же года, попеременно в
Вене и Берлине, начинается теоретическая и педагогическая деятельность Шенберга.
Вокруг него формируется круг учеников, наиболее известны из которых Веберн
и Берг.
Примерно до 1907 года Шенберг находится под явственным влиянием музыки Вагнера,
но далее происходит поворот: появляются атональные сочинения - Пять пьес
для оркестра, монодрама "Ожидание" (оба 1909) и "Лунный Пьеро"
(1911 - 1912) - мелодрама с мелодически фиксированной декламацией в сопровождении
инструментального ансамбля.
Музыку Шенберга отличает обостренная выразительность, экспрессивность.
Она насыщена диссонансами, привычная для прошлых веков мелодичность отсутствует.
В 1911 году выходит его теоретический труд "Учение о гармонии",
содержащий обоснование для упразднения принципа тональности и утверждения
двенадцатитоновой системы (додекафонии), изобретения Шенберга, которое
оказало огромное влияние на развитие музыки в ХХ веке. Первое полностью
додекафонное сочинение композитора - Сюита для фортепиано (1921 - 1923).
Наиболее значительное из произведений этого рода - Вариации для оркестра
(1926 - 1928). С 1925 года Шенберг являлся профессором композиции Прусской
академии искусств в Берлине, но в 1933 году, с приходом к власти фашистов,
был уволен как еврей. Он уехал - сначала во Францию, а в 1934 году в США,
где работал одновременно в Нью-Йорке и Бостоне. В 1940 году он принял
гражданство США. Произведением огромной силы воздействия стала кантата
Шенберга "Уцелевший из Варшавы" для чтеца, хора и оркестра (1947),
текст которой воспроизводит рассказ одного из немногих евреев, оставшихся
живыми после трагедии варшавского гетто.
Шенберг скончался 13 июля 1951 года в Лос-Анджелесе. Кроме указанных выше
сочинений он написал оперы "Счастливая рука" (1913), "С
сегодня на завтра" (1929), "Моисей и Аарон" (не окончена),
оратории "Лестница Иакова" (не окончена), "Кол нидре"
(1938) и "Прелюдия" (1945), песни для голоса с оркестром, голоса
с инструментальным ансамблем и голоса с фортепиано, 2 камерные симфонии,
пьесы для камерно-инструментальных ансамблей и для фортепиано, хоры а
сарреllа и др.