Скарлатти (Scarlatti) Алессандро
(1660-1725), величайший композитор второй половины XVII века и основатель
неаполитанской школы, родился 2 мая 1660 года в Палермо, в Сицилии, и
свои музыкальные занятия вел под руководством Кариссими; долго ли он у
него занимался, неизвестно, но существуют указания, что в 1680 году Скарлатти
расстался со своим учителем. Во время своего пребывания в Риме Скарлатти
вполне подчинился влиянию Палестрины, что сильно отразилось на его духовных
произведениях. В 1680 году Скарлатти отправился в Вену и Мюнхен. По возвращении
в Италию он получил место придворного капельмейстера в Неаполе, каковое
и занимал до самой своей смерти.
Скарлатти был необычайно плодовитым композитором: он написал более 125
опер, около 200 месс и 500 кантат, 7 ораторий, множество мотетов, псалмов
и духовных концертов. Некоторые его духовные сочинения, как, например,
"Miserere" и фуга на два хора "Тu es Petrus", написанные
для папской капеллы, исполняются и до сих пор.
Скарлатти славился как виртуоз игры на арфе и клавире и как певец. Из
ученых трудов его известна брошюра "Discorso di musica" 1717
года.
Его педагогическая деятельность имела результатом образование целой плеяды
замечательных композиторов, заслонивших собою своего учителя, которого
в старости публика стала забывать и встречать с холодным уважением, пламенно
восторгаясь произведениями молодых питомцев маститого ветерана. Из учеников
Скарлатти наиболее замечательны Ф. Дуранте, Л. Лео, Н. Логрошино, Г. Греко
и другие, а также его сын Доменико Скарлатти приписывается установление
формы итальянской увертюры: allegro, andante, allegro, а также создание
трехчастной арии.
Скарлатти умер 24 октября 1725 года в Неаполе. Композиторская деятельность
его имеет громадное значение в истории развития музыкального искусства.
Он стоит на рубеже двух резко отличающихся одна от другой музыкальных
эпох: эпохи полифонии и эпохи гомофонии и развития оперы.