Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894) родился 16 (28) ноября 1829
года в деревне Вихватинец Бессарабской губернии. В 1835 году родители
его переселились в Москву, где отец завел карандашную фабрику. Первые
уроки фортепианной игры давала Рубинштейну его мать, которая была очень
музыкальна. В 1837 - 1842 годах с мальчиком, подающим большие надежды,
безвозмездно занимался известный пианист А. Виллуан. Тринадцати лет Рубинштейн
закончил свои уроки музыки и больше на фортепиано уже не учился ни у кого.
Впервые Рубинштейн выступил в качестве пианиста в Москве в 1839 году и
обратил на себя внимание исполнением концерта Гуммеля с оркестром. В 1840-м
мальчик, сопровождаемый Виллуаном, отправился в Париж с целью поступить
в консерваторию, но его не приняли. В Париже он познакомился с Листом,
Шопеном и другими известными музыкантами. Лист предсказал ему блестящую
будущность и посоветовал для дальнейшего усовершенствования ехать в Германию.
Рубинштейн и его учитель отправились туда через Голландию, Англию, Норвегию,
давая концерты, затем через Германию проехали в Санкт-Петербург (1843)
и, дав здесь несколько концертов, вернулись в Москву.
В 1844 году мать Рубинштейна, взяв с собой Антона и младшего сына Николая,
поехала в Берлин с целью дать детям серьезное музыкальное образование.
Там оба брата стали заниматься теорией музыки у Дена. В 1846 году мать
с Николаем возвратилась в Москву, а Антон остался на некоторое время в
Берлине, после чего уехал в Вену. Жизнь в Вене стоила юноше лишений: ему
пришлось существовать уроками, которых было немного, композиторская же
деятельность приносила незначительный доход. В конце 1847 года Рубинштейн
вернулся в Берлин, откуда в 1848 году вследствие вспыхнувшей революции
уехал в Россию и здесь продолжил свою артистическую деятельность. Благодаря
покровительству великой княгини Елены Павловны он основался в Петербурге.
Тут началась его дирижерская деятельность; вместе с тем он усиленно занялся
композицией. В 1850 году Рубинштейн написал оперу "Куликовская битва"
("Дмитрий Донской"), потом по предложению Елены Павловны сочинил
три одноактные оперы на сюжеты народностей России: "Месть" ("Хаджи-Абрек"),
"Сибирские охотники", "Фомка-дурачок". В 1854 году
Рубинштейн предпринял новое концертное путешествие по Европе, а возвратившись
в Петербург, начал хлопотать об учреждении Музыкального общества. При
нем были основаны музыкальные классы, переименованные позднее в консерваторию
(1862). С основанием Русского музыкального общества Рубинштейн стал заведовать
его музыкальной частью и дирижировать концертами, а с основанием консерватории
сделался ее директором и профессором фортепиано. В 1867 году вследствие
разлада со своими сотрудниками он сложил с себя обязанности директора
консерватории и отправился за границу концертировать. Он объехал всю Европу
(до 1870) и везде имел огромный успех. В 1872 - 1873 годах посетил с Венявским
Америку, где оба артиста имели колоссальный успех. Вернувшись в Россию,
Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе, отдавшись композиции.
В сезон 1882/83 года он был приглашен дирижировать симфоническими концертами
Русского музыкального общества, а в 1887 году сделался опять директором
Петербургской консерватории и оставался им до 1891 года.
В период 1885 - 1886 годов Рубинштейн дал ряд исторических концертов в
Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене
и Брюсселе. За историческими концертами следовал ряд лекций в Петербургской
153
Консерватории (1888 - 1889), где Рубинштейн дал прекрасный очерк исторического
развития фортепианной музыки (начиная с XVI века и кончая современными
композиторами), сопровождая свои лекции артистическим исполнением выдающихся
фортепианных произведений.
Рубинштейн - очень плодовитый композитор; во всех родах музыки он написал
более 100 сочинений: б симфоний; увертюры Торжественная, Концертная, "Дмитрий
Донской", "Антоний и Клеопатра"; фантазию "Eroica";
музыкально-характеристические картины "Фауст", "Иван Грозный",
"Дон Кихот" и "Россия"; балет "Виноградная лоза";
Октет (для струнных и духовых инструментов), 5 трио (фортепиано, скрипка
и виолончель), 10 струнных квартетов, Квартет для фортепиано, скрипки,
альта и виолончели, 3 квинтета и Секстет для струнных инструментов; для
фортепиано с оркестром: 5 концертов, Фантазию, Conсertstueck, Caprice
russe; 3 сонаты для скрипки и фортепиано, 2 сонаты для фортепиано и виолончели,
2 концерта для виолончели и оркестра, 2 концерта для скрипки с оркестром;
кроме того, Рубинштейном написана масса других инструментальных сочинений.
Вокальных сочинений также написано им очень много, особенно романсов.
Главные оперы Рубинштейна: "Дети степей", "Фераморс",
"Демон", "Маккавеи", "Нерон", "Купец
Калашников", "Месть", "Среди разбойников", "Горюша",
"Попугай" (комическая), "Моисей", "Суламифь"
и "Христос" (духовные оперы). Кроме того, им написаны оратории
"Потерянный рай" и "Вавилонское столпотворение", кантата
"Утро" для мужского хора с оркестром и другие сочинения.
Как композитор Рубинштейн не отличается грандиозностью замысла, и его
идеал - скорее захватывающая страстность, чем красивая звучность. Творчество
его недостаточно оригинально, по стилю своих сочинений он во многом схож
с Мендельсоном и Шуманом, но нельзя отрицать, что многие сочинения Рубинштейна
выказывают кроме изящества моменты искренности, нежнейшей грации и иногда
силы. Как гениальный пианист он известен всему свету: в этой области он
не имел себе соперников, игра его отличалась глубоким пониманием исполняемого,
необычной поэтичностью, силою, энергией, грацией, чудесным и разнообразным
туше, наконец, громадной техникой.
С 1892 года Рубинштейн жил то за границей, то в России. Он умер 8 (20)
ноября 1894 года в Старом Петергофе.