Равель (Ravel) Морис (1875-1937)
родился 7 марта 1875 года в Сибуре, департамент Атлантические Пиренеи,
в семье инженера. Отец его был выходцем из Швейцарии, мать - смешанного
испано-баскского происхождения. Рано проявив музыкальные способности,
мальчик начал в семь лет обучаться игре на рояле, а в двенадцать - гармонии,
контрапункту и композиции. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию,
где занимался у Форе (композиция), Пессара (гармония), Жедальжа (контрапункт).
Не ограничиваясь рамками музыкальных занятий, изучал живопись, литературу,
японское искусство, труды философов-просветителей. Начиная с 1901 года
он несколько раз участвовал в конкурсе на Римскую премию, дававшую деньги
для поездки в Италию, но каждый раз безуспешно. Окончив консерваторию
в 1905 году, Равель всецело отдал себя творчеству. Им написаны фортепианные
циклы "Отражения" (1905), "Ночной Гаспар" (1908),
вокальный цикл "Естественные истории" (1906), оркестровая Испанская
рапсодия (1907), опера "Испанский час" (1907) и др. В 1912 году
Дягилев заказывает Равелю балет "Дафнис и Хлоя", который имеет
большой успех у публики и критики. Тогда же были поставлены еще два балета
- "Сон Флорины" (на основе сюиты для фортепиано в четыре руки
"Матушка-гусыня", 1908) и "Аделаида" (оркестровая
версия фортепианного цикла "Благородные и сентиментальные вальсы",
1911). Как видим, уже в начале творческого пути Равеля привлекают темы,
связанные с родиной матери. В дальнейшем он будет увлеченно работать над
баскским фольклором, отзвуки которого появляются уже в 1914 году - в Фортепианном
трио.
После начала первой мировой войны Равель, несмотря на официальное освобождение
от воинской повинности, вступил в действующую армию. Сначала работал в
госпитале, потом был шофером грузовика Красного Креста. В 1917 году его
демобилизовали по болезни, и он вернулся к творчеству. В том же году появилось
сочинение, посвященное друзьям, погибшим во время войны. Это была "Гробница
Куперена", которая стала также, по словам Равеля, "данью уважения
не только Куперену, но и всей французской музыке 18 века". В последующие
годы создаются лучшие сочинения композитора: хореографическая поэма "Вальс"
(1920), скрипичная рапсодия "Цыганка" (1924), опера "Дитя
и волшебство" (1925), знаменитое "Болеро" для выдающейся
танцовщицы Иды Рубинштейн (1928), 2 концерта для фортепиано с оркестром
(1931). Первый из них, D-dur, для одной только левой руки, написан для
австрийского пианиста П. Виттгенштейна, потерявшего правую руку на фронте.
Столь успешная творческая жизнь прервалась неожиданно и жестоко - у Равеля
обнаружилась опухоль мозга, быстро разраставшаяся. Его последним сочинением
стали "Три песни Дон Кихота к Дульцинее" (1932). В 1935 году
Равель в последний раз совершил путешествие - побывал в Испании и Марокко.
Он умер 28 декабря 1937 года в Париже.
Кроме вышеупомянутых сочинений Равель писал камерно-инструментальные ансамбли,
много фортепианных пьес, сочинений для фортепиано в четыре руки и пьес
для голоса с фортепиано.