Рамо (Rameau) Жан Филипп
(1683-1764), основатель учения об аккордах, то есть о сродстве тонов и
их естественных соединениях, также превосходный органист и знаменитый
композитор, родился 25 сентября 1683 года в Дижоне. Отданный в коллегию
иезуитов, молодой Рамо, будучи беспокойного и энергичного характера, не
мог подчиниться строгой учебной дисциплине. Наука не интересовала его,
он вышел из четвертого класса коллегии и отдался музыке. Ленивый ученик
иезуитов по выходе из коллегии не только не знал классиков, но и родной
язык был ему мало знаком. В 1701 году отец отправил его в Италию, чтобы
оторвать от увлечения молодой вдовой, которой Рамо посвящал все свое время.
Возвратясь через несколько лет на родину, он сделался органистом в Сен
Шапель в Дижоне, но, чувствуя, что главной ареной его деятельности должен
быть Париж, стал всеми силами туда стремиться. Дижонская капелла, дорожа
хорошим органистом, всячески старалась воспрепятствовать его отъезду;
наконец Рамо вырвался на свободу и, прибыв в Париж, стал брать уроки у
Луи Маршана; последний сначала ему протежировал, но Рамо вскоре увидел
в нем завистника, ради собственной славы не дающего никому хода, и вернулся
в провинцию, где занял место органиста сначала в Лилле, а затем в Клермон-Ферране,
и здесь написал "Трактат о гармонии". В 1721 году Рамо приезжает
вторично в Париж и в 1722 году издает свой теоретический труд.
Вслед за этим произведением выходят в свет его кантаты и сонаты, и Рамо
создает себе имя. Первая опера Рамо "Самсон", написанная на
текст Вольтера, из-за библейского сюжета не попала на сцену, и он впоследствии
ее переделал, дав ей название "Зороастр". В 1733 году появляется
на сцене опера "Ипполит и Арисия", имевшая выдающийся успех.
Далее следуют "Галантная Индия" и "Кастор и Поллукс".
Благодаря чисто французскому стилю своих опер, Рамо становится очень популярным.
Людовик XV делает его придворным композитором. Кроме большого числа опер,
опер-балетов и комедий-балетов Рамо написал множество кантат, мотетов
и сочинений для фортепиано. Время от времени появлялись и его теоретические
сочинения. Оперы Рамо изобилуют интересным аккомпанементом с самостоятельными
мотивами, фугированными хорами и отличаются богатством гармоний. Композитор
стремился к верности декламации, достижению наибольшего драматизма и подобно
Люлли содействовал развитию национальной французской оперы.
Рамо умер 12 сентября 1764 года в Париже.