Пуленк
(Poulenc) Франсис (1899-1963), французский композитор.
Учился у Виньеса фортепианной игре и у Кеклена композиции. Был известен
как пианист, много концертировал. С 1920 года композитор стал членом "Шестерки"
- группы композиторов, в которую кроме него входили Дюрей, Оннегер, Орик,
Мийо
и Тайфер и чьим вдохновителем был поэт и художник Жан Кокто. Молодые музыканты
отказывались "от приятностей дебюссизма, от всяких иллюзий" и
призывали к созданию нового искусства. "Шестеркой" их назвали
по аналогии с русской "пятеркой" - "Могучей кучкой",
хотя это были очень разные музыканты, каждый из которых в дальнейшем шел
своим собственным путем. Друзьям был свойствен задор, стремление к ниспровержению
авторитетов, к эпатажу публики.
Пуленк сочинял в разных жанрах, причем в его музыке заметно влияние Мусоргского,
хотя, конечно, он национальный композитор с явно выраженными французскими
чертами. Из его сочинений особенно популярны оперы "Груди Тирезия"
(1944), "Диалоги кармелиток" (1953 - 1956) и "Человеческий
голос" (1958); балеты "Утренняя серенада" (1929) и "Примерные
животные" (1941); "Stabat Mater" и "Gloria" для
солистов, хора и оркестра; кантата "Лик человеческий" для хора
а сарреllа. Кроме того, Пуленк написал большое количество произведений для
различных инструментов и камерно-инструментальных ансамблей, хоров и сольных
вокальных пьес.