Львов
Алексей Федорович (1798-1870) родился 25 мая (5 июня) 1798 года в Ревеле
(Таллин) и принадлежал к старинному дворянскому роду. Свои музыкальные способности
проявил в раннем детстве. Получив основательное музыкальное образование,
он вместе с тем окончил в 1818 году курс в Институте инженеров путей сообщения
и по повелению великого князя Николая Павловича был отправлен на службу
в военные поселения Новгородской губернии, где прослужил восемь лет под
начальством графа Аракчеева. По возвращении в Петербург Львов был назначен
адъютантом к графу Бенкендорфу и заведующим делами главной квартиры и конвоя
Его Величества. Находясь на службе, он не оставлял своих занятий музыкой
и пользовался известностью выдающегося скрипача. В бытность свою в имении
графа Бенкендорфа Львов показал свое знание инженерного строительного дела,
построив мост, о котором император Николай I выразился так: "Львов
построил не мост, а перекинул через овраг свой легкий смычок". Как
композитор Львов получает известность с 1833 года, после написанного им
национального гимна на стихи Жуковского "Боже, царя храни". До
1833 года в России не было русского гимна, в торжественных случаях исполнялся
английский, который был в то же время еще и прусским. В 1837 году Львов
был назначен директором Придворной капеллы и занимал эту должность до 1861
года. Он задался целью привести в порядок церковные напевы. Главными его
сотрудниками в этом деле были учителя капеллы Воротников и Ломакин. Сохраняя
напев, Львов присоединял к нему полную и простую, понятную для всех гармонию.
Итальянские обозначения темпов были заменены русскими. Многие пробелы в
церковном пении на разные службы были пополнены. Собственные переложения
композитора не вошли в полный круг песнопений и печатались отдельно, наряду
с другими его сочинениями.
В 1840 году Львов основал музыкальные классы при певческой капелле. В 1845
году состоялся первый выпуск русских музыкантов, которых приняли в оркестр
императорских театров. Вследствие интриг со стороны директора театров музыкальные
классы при певческой капелле были вскоре закрыты, но затем одиннадцать лет
спустя вновь открыты. В 1840 году Львов концертировал в Гевандхаузе в Лейпциге
в качестве скрипача-виртуоза и под управлением Мендельсона исполнял его
Скрипичный концерт. Слышавший Львова в этом концерте Шуман писал о нем в
своей музыкальной газете "Neue Zeitschrift fuer Musik": "...если
в России играют так, как господин Львов, то всем нам надо ехать в Россию
не учить, а учиться".
В Эмсе Львов играл дуэты с Листом; тут же он познакомился с Мейербером.
Благодаря постоянному общению с выдающимися силами музыкального мира Европы,
талант музыканта совершенствовался и его игра приобрела много изящества
и благородства. Будучи первоклассным скрипачом, Львов считался лучшим квартетистом
в России. Вместе с тем он был хорошим дирижером. В 1856 году Львов положил
основание симфоническим концертам. До этого времени он устраивал в капелле
так называемые аристократические концерты, в которых выступал и сам.
Как композитор духовно-музыкальных сочинений Львов положил начало новому
направлению церковного гармонического пения, выдвинув на первый план священный
текст и подчинив музыкальный ритм просодии текста. Львову же первому принадлежит
мысль о введении в церковное пение несимметричного ритма, который более
подходит к церковному тексту и потому может более подчинять музыку слову.
Мысль эту он изложил в своей брошюре "О свободном или несимметричном
ритме". Духовно-музыкальные сочинения Львова отличаются богатством
и разнообразием гармонии, свободой и красотой модуляций и художественной
обработкой при стремлении избегать всего искусственного и возможно ближе
держаться содержания текста песнопений. Лучшими его произведениями считаются
Херувимская № 1, "Достойно есть № 2", "Вечери Твоея тайныя"
и "Взбранной воеводе", а из переложений - предначинательный псалом
греческого распева "Взбранной воеводе" и "Да исправится молитва
моя" киевского распева.
Как композитор светской музыки Львов известен Скрипичным концертом, 24 каприсами,
Драматической фантазией для скрипки и виолончели (идея которой дана ему
Мейербером) и оперой "Бианка", поставленной в Дрездене и Петербурге
в 1845 году.
В 1861 году Львов оставил должность директора капеллы вследствие потери
слуха. В 1867-м он окончательно бросил занятия музыкой, и его увезли сначала
за границу, а затем в его ковенское имение Романь, где он и умер 16 (28)
декабря 1870 года.