Композиторы

на сайте

На главную

Разделы "Записи на нашем сайте" в стадии заполнения.

 
Ноты
Словарь
Даты
Ссылки
Гостевая книга
Форум
E-mail
ФЕРЕНЦ ЛИСТ
Лист (Liszt) Ференц (Франц) (1811-1886) родился 22 октября 1811 года в Райдинге (Доборьяне), в Венгрии. Отец его, служивший управляющим в одном из имений князя Эстергази, отличался музыкальностью и играл на нескольких инструментах. Подметив в сыне способности к музыке, он решил подготовить его к музыкальной карьере. Когда мальчику было девять лет, он впервые выступил на музыкальном вечере у барона фон Брауна и произвел такое впечатление на князя Эстергази, что последний заинтересовался талантливым ребенком и совместно с другими венгерскими магнатами (Амадэ, Аппоньи, Шапари и др.) назначил ему стипендию, которая дала возможность мальчику поехать в Вену и серьезно заняться там фортепианной игрой у Черни, а теорией музыки у Сальери. В 1823 году отец Листа хотел отдать его в Парижскую консерваторию, но ее директор Керубини, не любивший вундеркиндов, воспрепятствовал этому, мотивируя свой отказ тем, что Лист был иностранцем. Он стал заниматься частным образом у Ф. Паэра и А. Рейха. Познакомившись с Шопеном и услышав игру Паганини, Лист задался целью достигнуть такого же совершенства в виртуозности. Берлиоз также оказал громадное влияние на будущего композитора, познакомив его с сущностью инструментальной программной музыки. Весьма благотворное влияние оказали на Листа его близкие отношения с графиней д'Агу, писательницей, известной под псевдонимом Даниель Стерн, которая оставила своего мужа и несколько лет прожила с Листом, подарив ему троих детей (дочь Козима была впоследствии женой Р. Вагнера).

В конце 1839 года Лист предпринял большое артистическое путешествие по Европе. Услыхав об успехах Тальберга в Париже, Лист отправился на состязание с ним и одержал блестящую победу. Состязание это было началом его бесконечных триумфов. Лист достиг славы величайшего пианиста-виртуоза. Он объехал Францию, Англию, Данию, Германию и всюду концертировал с величайшим успехом. В 1842 и 1843 годах Лист приезжал в Россию, где ему также сопутствовал колоссальный успех. В 1847 году Лист принял место придворного капельмейстера в Веймаре, которое занимал в течение двенадцати лет. Веймар в музыкальном отношении приобрел при Листе то же значение, какое он имел в области литературы во времена Шиллера и Гете. Он сделался средоточием музыкальной жизни Германии и резиденцией выдающихся музыкальных талантов (Рафф, Бюлов, Таузиг, Корнелиус и др.угие представители новой немецкой школы). В Веймаре Лист написал свои знаменитые симфонические поэмы и симфонии "Фауст" и "Божественная комедия" (Данте), в которых ярко сказалась оригинальная индивидуальность его творчества. С 1861-го по 1870 год Лист жил в Риме, после чего вернулся в Веймар, чтобы взять на себя руководство музыкальными торжествами в честь Бетховена. Он ежегодно проводил несколько летних месяцев в Веймаре, занимаясь исключительно композицией. Замечавшееся у Листа еще в юных его годах мистическое настроение, усилившееся особенно после смерти отца в 1827 году и несколько позднее остывшее под влиянием знакомства с Гюго, Бальзаком, Гейне, Мюссе и Жорж Санд, во время пребывания в Риме вновь охватило его, и он в 1865 году принял малое пострижение со званием аббата. Свое творчество он направляет теперь преимущественно на духовную музыку. К этому периоду жизни Листа относятся его оратории "Легенда о святой Елизавете" и "Христос", 4 псалма, Реквием и Венгерская коронационная месса. С 1875 года деятельность Листа сосредоточивается главным образом в Пеште, где его избирают президентом вновь основанной Королевской музыкальной академии. На склоне лет Лист приобрел громадный почет и уважение. Ни один музыкант не имел столько наград и почетных отличий. Семидесятилетняя годовщина дня его рождения во многих музыкальных центрах Европы, а также в Петербурге отмечалась концертами, составленными исключительно из произведений маститого композитора. В 1886 году Лист совершил прощальное путешествие по Европе; в Лондоне и Париже в его присутствии была исполнена оратория "Легенда о святой Елизавете".

Овации, устроенные ему в Париже, настолько растрогали великого артиста, что он решился играть перед многотысячной публикой. Осенью того же 1886 года Лист собирался посетить Россию, но 31 июля скончался в Байройте, где и погребен.

Всех сочинений у Листа насчитывается 647, в том числе 63 произведения для оркестра, опера "Дон Санчо" (1825), оратории и мессы и около 300 произведений для фортепиано. Особенной популярностью пользуются его рапсодии, этюды, полонезы, ноктюрны, фантазии на "Пуритан", "Лючию", "Жидовку", "Риголетто", 2 фортепианных концерта, Соната h-moll, фантазии и фуги на ВАСН, 6 органных прелюдий и фуг Баха, переложенных для фортепиано, вариации на тему из h-moll'ной мессы Баха, баллады, легенды, элегии, вальсы и множество парафраз на мотивы из опер Россини, Вагнера, Мейербера, Глинки, Чайковского и других композиторов, транскрипции песен и маршей Шуберта, переложения для фортепиано в две руки Девятой симфонии Бетховена, Фантастической симфонии и других сочинений Берлиоза, увертюры "Тангейзер" Вагнера и пр. Лист стал создателем нового музыкального жанра - симфонической поэмы, в котором им написаны "Прелюды", "Тассо", "Мазепа". Вслед за Листом этот жанр начали разрабатывать и другие композиторы.

Последними композиторскими трудами Листа были симфоническая поэма "От колыбели до могилы" и оратория "Святой Станислав". Фортепианная школа "Methode de Piano" осталась неоконченной. Как пианист-виртуоз Лист открыл новые горизонты. Он обладал не только колоссальной техникой, но и новизной приемов; величайший из пианистов как в игре, так и в своих фортепианных произведениях, он выказал понимание богатых средств фортепиано. Будучи замечательным педагогом, он создал свою особенную листовскую школу, представителями которой являются Таузиг, Бюлов, София Ментер, Рейзенауэр и др.

Одна из главнейших заслуг Листа состоит в его покровительстве молодым талантам. На оперной сцене и в концертах в Веймаре он выдвигал все молодое и выдающееся. "Тангейзер" Вагнера, не имевший успеха в Дрездене, находит в Веймаре хороший прием. Берлиоз, потерпевший неудачу в Париже со своей оперой "Бенвенуто Челлини", имеет полный успех в Веймаре. То же происходит с оперой Шумана "Геновева", не оцененной в Лейпциге. Лист в этом отношении имеет сходство с Берлиозом, который, не будучи понят сам, умел понимать других.

ЗАПИСИ НА НАШЕМ САЙТЕ
Жанр произведения
Название
(номер опуса)
Состав исполнителей
Персоналии
Название части, арии
(нажмите чтобы скачать)
Год
Дополнительная
информация
Заказать запись в формате Audio-Cd  

 

Используются технологии uCoz