Лист (Liszt) Ференц (Франц)
(1811-1886) родился 22 октября 1811 года в Райдинге (Доборьяне), в Венгрии.
Отец его, служивший управляющим в одном из имений князя Эстергази, отличался
музыкальностью и играл на нескольких инструментах. Подметив в сыне способности
к музыке, он решил подготовить его к музыкальной карьере. Когда мальчику
было девять лет, он впервые выступил на музыкальном вечере у барона фон
Брауна и произвел такое впечатление на князя Эстергази, что последний
заинтересовался талантливым ребенком и совместно с другими венгерскими
магнатами (Амадэ, Аппоньи, Шапари и др.) назначил ему стипендию, которая
дала возможность мальчику поехать в Вену и серьезно заняться там фортепианной
игрой у Черни, а теорией музыки у Сальери. В 1823 году отец Листа хотел
отдать его в Парижскую консерваторию, но ее директор Керубини, не любивший
вундеркиндов, воспрепятствовал этому, мотивируя свой отказ тем, что Лист
был иностранцем. Он стал заниматься частным образом у Ф. Паэра и А. Рейха.
Познакомившись с Шопеном и услышав игру Паганини, Лист задался целью достигнуть
такого же совершенства в виртуозности. Берлиоз также оказал громадное
влияние на будущего композитора, познакомив его с сущностью инструментальной
программной музыки. Весьма благотворное влияние оказали на Листа его близкие
отношения с графиней д'Агу, писательницей, известной под псевдонимом Даниель
Стерн, которая оставила своего мужа и несколько лет прожила с Листом,
подарив ему троих детей (дочь Козима была впоследствии женой Р. Вагнера).
В конце 1839 года Лист предпринял большое артистическое путешествие по
Европе. Услыхав об успехах Тальберга в Париже, Лист отправился на состязание
с ним и одержал блестящую победу. Состязание это было началом его бесконечных
триумфов. Лист достиг славы величайшего пианиста-виртуоза. Он объехал
Францию, Англию, Данию, Германию и всюду концертировал с величайшим успехом.
В 1842 и 1843 годах Лист приезжал в Россию, где ему также сопутствовал
колоссальный успех. В 1847 году Лист принял место придворного капельмейстера
в Веймаре, которое занимал в течение двенадцати лет. Веймар в музыкальном
отношении приобрел при Листе то же значение, какое он имел в области литературы
во времена Шиллера и Гете. Он сделался средоточием музыкальной жизни Германии
и резиденцией выдающихся музыкальных талантов (Рафф, Бюлов, Таузиг, Корнелиус
и др.угие представители новой немецкой школы). В Веймаре Лист написал
свои знаменитые симфонические поэмы и симфонии "Фауст" и "Божественная
комедия" (Данте), в которых ярко сказалась оригинальная индивидуальность
его творчества. С 1861-го по 1870 год Лист жил в Риме, после чего вернулся
в Веймар, чтобы взять на себя руководство музыкальными торжествами в честь
Бетховена. Он ежегодно проводил несколько летних месяцев в Веймаре, занимаясь
исключительно композицией. Замечавшееся у Листа еще в юных его годах мистическое
настроение, усилившееся особенно после смерти отца в 1827 году и несколько
позднее остывшее под влиянием знакомства с Гюго, Бальзаком, Гейне, Мюссе
и Жорж Санд, во время пребывания в Риме вновь охватило его, и он в 1865
году принял малое пострижение со званием аббата. Свое творчество он направляет
теперь преимущественно на духовную музыку. К этому периоду жизни Листа
относятся его оратории "Легенда о святой Елизавете" и "Христос",
4 псалма, Реквием и Венгерская коронационная месса. С 1875 года деятельность
Листа сосредоточивается главным образом в Пеште, где его избирают президентом
вновь основанной Королевской музыкальной академии. На склоне лет Лист
приобрел громадный почет и уважение. Ни один музыкант не имел столько
наград и почетных отличий. Семидесятилетняя годовщина дня его рождения
во многих музыкальных центрах Европы, а также в Петербурге отмечалась
концертами, составленными исключительно из произведений маститого композитора.
В 1886 году Лист совершил прощальное путешествие по Европе; в Лондоне
и Париже в его присутствии была исполнена оратория "Легенда о святой
Елизавете".
Овации, устроенные ему в Париже, настолько растрогали великого артиста,
что он решился играть перед многотысячной публикой. Осенью того же 1886
года Лист собирался посетить Россию, но 31 июля скончался в Байройте,
где и погребен.
Всех сочинений у Листа насчитывается 647, в том числе 63 произведения
для оркестра, опера "Дон Санчо" (1825), оратории и мессы и около
300 произведений для фортепиано. Особенной популярностью пользуются его
рапсодии, этюды, полонезы, ноктюрны, фантазии на "Пуритан",
"Лючию", "Жидовку", "Риголетто", 2 фортепианных
концерта, Соната h-moll, фантазии и фуги на ВАСН, 6 органных прелюдий
и фуг Баха, переложенных для фортепиано, вариации на тему из h-moll'ной
мессы Баха, баллады, легенды, элегии, вальсы и множество парафраз на мотивы
из опер Россини, Вагнера, Мейербера, Глинки, Чайковского и других композиторов,
транскрипции песен и маршей Шуберта, переложения для фортепиано в две
руки Девятой симфонии Бетховена, Фантастической симфонии и других сочинений
Берлиоза, увертюры "Тангейзер" Вагнера и пр. Лист стал создателем
нового музыкального жанра - симфонической поэмы, в котором им написаны
"Прелюды", "Тассо", "Мазепа". Вслед за Листом
этот жанр начали разрабатывать и другие композиторы.
Последними композиторскими трудами Листа были симфоническая поэма "От
колыбели до могилы" и оратория "Святой Станислав". Фортепианная
школа "Methode de Piano" осталась неоконченной. Как пианист-виртуоз
Лист открыл новые горизонты. Он обладал не только колоссальной техникой,
но и новизной приемов; величайший из пианистов как в игре, так и в своих
фортепианных произведениях, он выказал понимание богатых средств фортепиано.
Будучи замечательным педагогом, он создал свою особенную листовскую школу,
представителями которой являются Таузиг, Бюлов, София Ментер, Рейзенауэр
и др.
Одна из главнейших заслуг Листа состоит в его покровительстве молодым
талантам. На оперной сцене и в концертах в Веймаре он выдвигал все молодое
и выдающееся. "Тангейзер" Вагнера, не имевший успеха в Дрездене,
находит в Веймаре хороший прием. Берлиоз, потерпевший неудачу в Париже
со своей оперой "Бенвенуто Челлини", имеет полный успех в Веймаре.
То же происходит с оперой Шумана "Геновева", не оцененной в
Лейпциге. Лист в этом отношении имеет сходство с Берлиозом, который, не
будучи понят сам, умел понимать других.