Глинка
Михаил Иванович (1804-1857), величайший русский композитор, родился 20 мая
(1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Детство он провел
в деревне и рос под впечатлениями русской народной песни, глубоко запавшей
ему в душу и запечатлевшейся в его чуткой и поэтической натуре. Первые проблески
музыкальных способностей выразились у ребенка в пристрастии его к колокольному
звону. Большое влияние на музыкальное развитие Глинки имел домашний оркестр
(из крепостных) его дяди, приводивший мальчика в восхищение. Начав брать
уроки на скрипке у одного из скрипачей этого оркестра, мальчик часто исполнял
партию скрипки или малой флейты и иногда дирижировал, знакомясь таким образом
практически с инструментовкой. Первые уроки на фортепиано он начал брать
у своей гувернантки, г-жи Кламмер. В 1817 году отец привез мальчика в Петербург
и поместил в пансион при главном педагогическом институте, где Глинка и
получил общее образование. Он также брал уроки игры на рояле у Филда, а
по его отъезде - у Цейнера и Мейера. Первые опыты Глинки в композиции относятся
к 1822 году (вариации для фортепиано, вальс для фортепиано и пр.). В 1823
году он ездил лечиться на Кавказ. Вернувшись, поселился в селе Новоспасском
и принялся за изучение музыкальных классиков, разучивая с оркестром дяди
сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Керубини и др. Переехав в 1824 году
на жительство в Петербург и поступив на службу в ведомство путей сообщения,
Глинка возобновил занятия по теории музыки с Мейером. Прослужив четыре года,
он вышел в отставку и в 1830 году уехал за границу, сначала в Италию, где
изучал пение. В Милане он познакомился со многими музыкальными светилами,
в том числе с Доницетти и Беллини, и начал заниматься с директором консерватории
Базили контрапунктом, но вскоре отказался от этих уроков, не будучи в состоянии
вынести сухого преподавания итальянского теоретика. Прожив в Италии около
трех лет, Глинка отправился в 1833 году в Берлин, где начал брать уроки
теории музыки у знаменитого теоретика Дена.
В 1834 году в связи со смертью отца Глинка принужден был вернуться в Россию.
Живя за границей и чувствуя тоску по родине, он часто вспоминал молодые
годы и русскую песню, и у него зародилась мысль написать народную русскую
оперу. В Петербурге, на вечерах у Жуковского, он сблизился с Пушкиным, Гоголем,
Плетневым, князем Одоевским, графом Виельгорским и другими литераторами,
которыми проект Глинки написать русскую народную оперу был встречен восторженно.
На одном из этих вечеров был предложен сюжет "Ивана Сусанина".
Либретто стал писать секретарь цесаревича барон Розен.
Глинка с горячностью принялся за работу, и через два года опера была готова.
27 ноября 1836 года в присутствии государя и царской фамилии состоялось
под управлением Кавоса первое представление оперы, названной композитором
"Жизнь за царя" и посвященной государю Николаю Павловичу. Успех
оперы был громадный, публика восторженно приветствовала автора, "хотя
некоторые из аристократов (пишет Глинка), говоря о моей опере, выражались
с презрением: "c'est la musique de cochers" ["Это - музыка
кучеров" (Musikkk)]". Печать встретила оперу также сочувственно.
Критика находила, что Глинка начал новую эру в музыке. За "Руслана
и Людмилу" композитор принялся вскоре после постановки "Жизни
за царя". Но сочинение этой оперы подвигалось тихо. Причиной тому было,
во-первых, медленное составление либретто, которое писалось несколькими
лицами (Ширков, Кукольник, Гедеонов и сам композитор), а во-вторых, болезнь
Глинки и семейные неурядицы. Хорошее влияние на композитора имел кружок
литераторов и художников, центром которого были братья Кукольники и Брюллов.
В кружке этом, называвшемся "Братия", Глинка проводил почти все
свое время, и общение с друзьями поддерживало энергию композитора. Первое
представление оперы "Руслан и Людмила" состоялось 27 ноября 1842
года, но величайшее произведение гениального русского композитора успеха
не имело. Публика и печать отнеслись к новой опере Глинки очень холодно:
вкус публики не был еще настолько развит, чтобы по достоинству оценить лучшее
произведение величайшего русского композитора. "Руслан" выдержал
всего 32 представления и был снят с репертуара вследствие водворения итальянской
оперы, прекратившей деятельность русской оперной сцены. Неуспех "Руслана"
сильно подействовал на композитора, и он потерял энергию. Поразительным
было то, что имя Глинки, мало знакомое в России, было уже известно за границей
и на него указывали как на выдающегося русского композитора. Лист восхищался
сочинениями Глинки и в бытность свою в 1843 году в Петербурге исполнял в
концертах его произведения. Гектор Берлиоз писал в 1845 году в "Journal
des Debats": "М. Глинка имеет важное значение по стилю, гармонии
и в особенности по свежести и новизне идей".
Между 1838 и 1842 годами Глинка кроме "Руслана" написал музыку
к драме Кукольника "Князь Холмский", Вальс-фантазию, Выпускной
хор для девиц Екатерининского института, Тарантеллу с хором и др. В 1843
году, кроме нескольких романсов, композитор почти ничего не написал. В 1844
году он уехал в Париж, где Берлиоз исполнил некоторые номера из его оперы.
Ободренный успехом, Глинка дал в 1845 году собственный концерт. Публика
встретила композитора хорошо, и критика дала сочувственный отзыв. В том
же году он отправился в Испанию, где прожил три года, но мысль познакомить
испанскую публику со своими сочинениями ему осуществить не удалось. В Испании
Глинка написал свою знаменитую Арагонскую хоту (1845). Вернувшись в Россию,
он прожил зиму в Смоленске, после чего уехал в Варшаву, где оставался около
трех лет. Здесь он написал несколько романсов, Выпускной хор для Смольного
института, "Камаринскую" (1848) и "Ночь в Мадриде" (1851).
В 1852 году Глинка уехал в Париж, где начал симфонию "Тарас Бульба",
но работа эта осталась неоконченной.
Когда вспыхнула Крымская кампания, Глинка вернулся в Петербург, где начал
писать оперу "Двумужница" на сюжет из приволжского быта (драма
князя Шаховского), но вскоре охладел к этому сюжету. В 1855 году он окончил
свою автобиографию, начатую по просьбе сестры, Л. И. Шестаковой. Кроме перечисленных
выше произведений Глинка написал 85 романсов (лучшие из них: "Я помню
чудное мгновенье", "Жаворонок", "Сомнение", "Как
сладко с тобою", "Не называй ее небесной", "Песнь Маргариты",
"Ты скоро меня позабудешь", "Я здесь, Инезилья", "Заздравный
кубок", "Еврейская песня", "Ночной смотр" и некоторые
др.); несколько разных вариаций на итальянские темы, а в молодые еще годы
- Рондо для фортепиано, Струнный квартет, Секстет, Трио для фортепиано,
кларнета и фагота и др. Глинка проявил себя и на поприще церковной музыки.
В 1836 году он был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы,
но уже в 1839-м оставил службу, успев написать всего Херувимскую, Ектенью
литургии и "Да исправится молитва моя". Следующие затем четырнадцать
лет композитор сочинял исключительно светскую музыку и только в 1853 году
вновь обратил внимание на церковное пение. Придя к сознанию, что гармонизация
древних напевов находится в связи с церковными ладами Запада, Глинка решился
изучить западноевропейскую церковную музыку и для этого отправился в 1856
году в Берлин к Дену. В течение десяти месяцев он занимался с Деном и дошел
уже до фуги в строгом стиле, но смерть помешала ему довести занятия до конца:
3 (15) февраля 1857 года он неожиданно скончался. Тело его по распоряжению
сестры было перевезено в Петербург и 24 мая предано земле на кладбище Александра-Невской
лавры.
Глинка достиг художественного воспроизведения национальных музыкальных элементов,
и русская музыка смело и авторитетно выступила на состязание с музыкальным
гением Запада. Будучи превосходным мелодистом, Глинка вместе с тем искусный
и тонкий контрапунктист, и голосоведение у него всегда плавное и естественное.
Как симфонист он отличается необычной самобытностью. Владея в совершенстве
музыкальными формами, Глинка всегда оригинален и свеж; оркестровка его сильна,
блестяща и колоритна.