Даргомыжский
Александр Сергеевич (1813-1869) родился 2 (14) февраля 1813 года в селе
Троицкое Тульской губернии. До пятилетнего возраста он прожил в отцовском
имении Смоленской губернии, в конце 1817 года семья переехала в Петербург.
Воспитание мальчика было поручено приходящим учителям. Обучение игре на
фортепиано началось с 1819 года. Когда Даргомыжскому пошел десятый год,
для него пригласили учителя игры на скрипке. Заметив, что мальчик проявляет
необыкновенные способности к музыке, родители обратили особенное внимание
на его музыкальное воспитание. Но Даргомыжский очень отвлекался от изучения
техники игры на фортепиано, сочиняя маленькие пьески. Учитель этих наклонностей
не поощрял и уничтожал рукописи. В 1828 - 1829 годах юноша успел уже познакомиться
с некоторыми элементарными правилами теории музыки и написал несколько дуэтов
для фортепиано и скрипки и несколько квартетов, которые остались неизвестными
публике. Изучение фортепианной игры он закончил у известного в свое время
Шеберлехнера (ученика Гуммеля) и лет семнадцати стал известен петербургской
публике в качестве виртуоза. Успехи на скрипке тоже были значительны, и
Даргомыжский безукоризненно играл в квартетах партию второй скрипки или
альта.
В 1831 - 1832 годах Даргомыжский деятельно принялся за творческую работу
и написал множество сочинений, не имевших, однако, как сам он потом говорил,
серьезного художественного значения. В 1833 году он познакомился с Глинкой
и Кукольником, которые помогли ему дельными советами. Благодаря Глинке Даргомыжский
взялся за основательное изучение теории. Глинка передал ему рукописи профессора
Дена, у которого сам учился. Изучение их для Даргомыжского не стоило особенного
труда. Овладев техническими знаниями, он принялся за оперу, увлекшись сюжетом
"Лукреции Борджиа"; уже было написано несколько номеров этой оперы,
когда композитор разочаровался в сюжете и отыскал другой - "Эсмеральду"
(В. Гюго). В 1839 году "Эсмеральда" была окончена, но только в
1847-м впервые поставлена на сцене в Москве. В 1840 1844 годах Даргомыжский
написал много вокальных сочинений, преимущественно романсов, которые у публики
имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.
Около того же времени он начал писать лирическую оперу "Торжество Вакха".
В 1844 году, не дождавшись постановки "Эсмеральды", композитор,
взволнованный и расстроенный, уехал за границу.
Путешествие подействовало на него благоприятно. За границей он перезнакомился
со многими выдающимися музыкантами Запада, в числе которых были Обер, Галеви,
Мейербер, Фетис и другие. Знакомство и общение с ними принесло Даргомыжскому
большую пользу, и в марте 1845 года он, бодрый, вернулся на родину. После
первого успеха "Эсмеральды" композитор усердно принялся писать
"Торжество Вакха" и в 1848 году закончил и представил новую оперу
в театральную дирекцию, но последняя почему-то в постановке оперы отказала.
Эта неудача сильно подействовала на Даргомыжского. Работа над следующей
оперой - "Русалка" - приостановилась, и он начал опять писать
мелкие произведения: романсы, арии, дуэты, трио и пр.; однако в 1855 году
окончил "Русалку", которая и была поставлена в следующем году
на Мариинской сцене и имела значительный успех. В 60-х годах Даргомыжский
задумал новую волшебную оперу "Рогдана", но сочинил только несколько
номеров; около этого же времени он написал несколько превосходных романсов,
поражающих глубоким драматизмом, страстью, правдивостью выражения: "Старый
капрал", "Паладин", "О, дева-роза"; комического
характера - "Червяк", "Титулярный советник", "Как
пришел мух из-под горок". В высшей степени оригинальны и новы его пьесы
для оркестра "Казачок", Чухонская фантазия и "Баба-Яга".
Первую половину 1865 года Даргомыжский провел за границей, где исполнялись
его сочинения. По возвращении в Россию, он энергично принялся за новую оперу
- "Каменный гость" (1866 - 1868) по Пушкину. Этим произведением,
составляющим в русской музыке новое слово, Даргомыжский завершил свою деятельность.
Опера эта не была им окончена по причине мучительной болезни. Умирая, он
завещал окончить ее Кюи, а инструментовать Римскому-Корсакову. 5 (17) января
1869 года он скончался в Петербурге.
Несомненно, что самое выдающееся произведение Даргомыжского - "Каменный
гость", опера, созданная по новой задаче и вследствие новых, небывалых
прежде стремлений. В ней нет ни арий, ни ансамблей, она состоит исключительно
из мелодических речитативов и декламации, положенной на музыку. Цель их
состоит не только в воспроизведении глубокой психологической правды, но
и в художественном воспроизведении с помощью музыки человеческой речи со
всеми ее оттенками и изгибами. Главная сила таланта Даргомыжского заключалась
в способности его к глубокому, истинно драматическому выражению, которым
проникнуты все его сочинения, даже написанные до "Русалки". Кроме
того, Даргомыжскому свойствен высокоталантливый комический элемент, проявившийся
как в его операх, так и в некоторых романсах. Что касается красок в музыке,
то Даргомыжский мастерски владел инструментовкой, всего более выразившейся
в оркестровке Чухонской фантазии. Творец "Каменного гостя" по
всей справедливости считается родоначальником реалистического направления
в музыке, последователями которого являются представители "новой русской
школы": Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Кюи и др.