Шопен (Chopin) Фридерик
(1810-1849) родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова Воля, близ
Варшавы. Отец его, Никола Шопен, француз из Нанси, женатый на польке Юстине
Крыжановской, был гувернером в доме графини Скарбек, владелицы Желязовой
Воли. В 1810 году он получил место учителя французского языка во вновь
открытой в Варшаве гимназии, а в 1812-м - такое же место в артиллерийском
училище. Н. Шопен брал к себе пансионерами сыновей богатых аристократов,
и его сын, войдя с ними в дружбу, начал вращаться в лучших польских домах,
благодаря чему получил блестящее светское воспитание. Музыкальные дарования
Фридерика обнаружились весьма рано; его первоначальными музыкальными занятиями
руководил В. Живный, а позднее - директор Варшавской консерватории, известный
композитор и педагог И. Эльснер. Большую роль в воспитании Шопена сыграл
князь Антон Радзивилл, оказавший мальчику материальную поддержку и тем
давший ему возможность завершить свое музыкальное и научное образование.
В 1827 году Шопен окончил гимназию; успехи в игре на фортепиано и композиции
были такими, что юноша прослыл за гения. Он начал выступать в благотворительных
концертах; вместе с тем появляются в печати его сочинения (рондо с-moll
и F-dur).
В 1829 году Шопен решается поехать в Вену, и благодаря протекции графа
Галленберга ему удается устроить там два концерта, в которых, между прочим,
он исполняет свои сочинения(Вариации на "Дон Жуана" и Краковяк).
Блестящая игра и талантливые импровизации Шопена вызывают восторг у публики.
Счастливый своим успехом, молодой композитор возвращается в Варшаву и
здесь дает два концерта, в которых впервые исполняет свои фортепианные
концерты (е-moll и f-moll) и фантазию. В ноябре 1830 года, за несколько
недель до взрыва польского восстания, Шопен покидает Варшаву, чтобы уже
никогда больше не вернуться на родину. Он направляется в Вену, намереваясь
проехать оттуда в Италию, но плану этому не суждено было осуществиться,
и Шопен отправляется в Париж, дав по дороге концерт в Мюнхене. В 1831
году он приезжает в Париж. Первый его концерт проходит с громадным успехом,
и Шопен попадает в общество художников и литераторов. Выступая часто в
концертах, он вскоре приобретает известность, а вместе с нею и массу уроков
в лучших аристократических домах.
Вокруг Шопена образовался кружок друзей и почитателей, среди которых были
Лист, Берлиоз, Гейне, Бальзак, Эрнст, Мейербер и др. Отправившись в 1835
году в Карлсбад для свидания со своими родителями (свидание это было последним),
Шопен остановился на несколько дней в Лейпциге и здесь познакомился с
Шуманом и Мендельсоном, с которыми у него завязались тесные дружеские
отношения. В Париже он ближе всего сошелся с Листом, который с увлечением
начал пропагандировать его сочинения. В 1836 году Лист познакомил Шопена
с Жорж Санд, имевшей громадное значение в дальнейшей жизни композитора.
Здоровье Шопена, слабое изначально, пошатнулось в 1838 году, во время
неудачной поездки на Мальорку. У него была найдена чахотка. Однако Шопен
продолжал напряженно работать. В 1848 году он отправился концертировать
в Англию и Шотландию. Утомительное путешествие и волнения концертанта
окончательно подорвали его здоровье, и он возвратился в Париж совсем больной.
Последние месяцы своей жизни
Шопен был окружен нежными заботами своей сестры Луизы, поспешившей к нему
из Варшавы, и попечениями многих его учениц и почитательниц, в том числе
княгини Чарторыйской и графини Потоцкой. 17 октября 1849 года Шопен скончался.
По желанию композитора, выраженному на смертном одре, сердце его было
перевезено сестрой в Варшаву и замуровано в колонне костела Св. Креста.
Шопен был погребен на кладбище Пер-Лашез рядом с Керубини, Беллини и Буальдье.
Шопен был исключительной поэтической натурой. Как Гейне в стихах, он был
поэтом в музыкальных звуках. Отличительные черты его музыки - нежность
и мечтательность, но в некоторых своих произведениях он проявляет громадную
силу, мощь и страстные порывы. Шопен является вполне самобытным и оригинальным
композитором, продолжая во всех своих сочинениях держаться на одной и
той же художественно-законченной высоте. В фортепианной музыке он создал
совершенно новый етиль, дотоле неизвестный, и новое направление в фортепианной
литературе. Шопен писал исключительно для фортепиано и для ансамбля с
фортепиано. К числу его произведений принадлежат 2 сонаты для фортепиано
с виолончелью и Фортепианное трио; 2 концерта, Краковяк, ор. 14, Es-dur'ный
полонез, ор. 22, и фантазии, ор. 2 и ор. 13, для фортепиано с оркестром.
Большая часть сочинений Шопена написана для одного фортепиано: 3 сонаты,
4 баллады, 12 полонезов, 25 прелюдий, 4 фантазии, 52 мазурки; 19 ноктюрнов,
13 вальсов, 27 этюдов и др. Кроме того, Шопен оставил 16 песен.