Ван
Бетховен (van Beethoven) Людвиг (1770-1827), величайший композитор XIX века,
родился 16 декабря 1770 года в Бонне, где дед его был капельмейстером, а
отец - тенором в курфюрстской капелле. Музыкальное дарование Бетховена проявилось
весьма рано, но тяжелые семейные условия имели большое влияние на развитие
характера будущего композитора и сделали его, еще ребенком, мрачным и задумчивым.
Первым учителем музыки Людвига был его отец, вспыльчивый, грубый нрав которого
и пристрастие к вину делали уроки очень тяжкими и едва не заглушили в ребенке
любви к музыке. С течением времени уроки с отцом сделались невыносимыми,
и мальчик начал брать уроки у гобоиста Пфейфера и придворного органиста
Эдена, а позднее у капельмейстера Нефе. Успехи Бетховена вскоре обратили
на него всеобщее внимание, и в 1785 году он был назначен органистом курфюрстской
капеллы. К этому времени относятся его первые опыты в композиции и в том
числе кантата, которая удостоилась похвалы Гайдна, бывшего в Бонне проездом
из Англии в Вену в 1792 году.
Благодаря ходатайству графа Вальдштейна, первого почитателя и покровителя
Бетховена, в том же году молодой музыкант был послан для усовершенствования
в Вену, где начал заниматься под руководством Гайдна. Но Гайдн не обладал
преподавательским даром; Бетховен за спиной у него работал с композитором
Шенком, автором оперы "Деревенский цирюльник", и с поправленными
уже Шенком работами приходил затем к Гайдну. Такая мистификация длилась
два года, пока Гайдн в 1794 году не уехал опять в Англию. Впоследствии Бетховен
признавался, что, собственно говоря, строгость построения формы он изучил
у Шенка, тогда как Гайдн способствовал лишь развитию его музыкального вкуса.
Контрапунктом Бетховен занимался у Альбрехтсбергера, в области вокальной
и драматической музыки пользовался советами Сальери.
Живя в Вене и приобретя славу хорошего пианиста и в особенности виртуоза-импровизатора,
Бетховен стал вращаться в высшем обществе, и круг его высокопоставленных
друзей и почитателей постепенно увеличивался. Граф Франц Брунсвик, барон
Глейхенштейн, Стефан Брейнинг, князь Лихновский, граф Разумовский, князь
Лобковиц приняли в нем горячее участие. Его сочинения недурно оплачивались,
и его денежные дела стали поправляться. Уже в эти годы (после 1795) музыка
Бетховена отличается стройностью и красотой формы, глубиной и богатством
содержания. Композитор работал над формами камерной музыки: сонатами для
фортепиано и других инструментов, струнными квартетами, и выработанные в
этой области приемы перенес в оркестровую музыку, сделавшись, таким образом,
создателем инструментальной музыки в широком смысле слова. После первых
симфоний и квартетов направление творчества Бетховена ясно определилось,
и с каждым новым произведением все ярче выступал его гений, полный индивидуальности
и свободы выражения. Так создает Бетховен свою симфонию "Eroica"
(1804), увертюру "Леонора" № 3 (1805), три русских квартета (1806),
симфонии В-dur (1806), с-moll, Пасторальную (1807 - 1808) и А-dur (1812).
Но Бетховен не увлекался исключительно инструментальной музыкой, а работал
в то же время и в области вокальной. Он написал ораторию "Христос на
Масличной горе" (1803), оперу "Фиделио", поставленную сначала
без особенного успеха в Вене в 1805 году, вновь переделанную в 1814-м и
занявшую позднее прочное положение на немецких оперных сценах. К театральной
музыке Бетховена принадлежат также "Прометей" (1801), увертюра
к "Кориолану" (1807), музыка к "Эгмонту" (1810), "Король
1" Стефан" и "Афинские развалины" (1812).
В 1809 году материальное положение Бетховена значительно улучшается. Эрцгерцог
Рудольф, его друг и ученик, князь Лобковиц и граф Кинский сложились и предложили
Бетховену содержание в 4000 флоринов при условии остаться в Вене и отказаться
от предложенного ему места придворного капельмейстера в Касселе. Содержание
это, впрочем, в 1811 году сократилось вследствие банкротства князя Лобковица
и смерти графа Кинского, но все же оставшаяся часть достаточно обеспечивала
Бетховена и позволяла ему свободно отдаться творческой деятельности.
В 1814 году Бетховен достигает величайшей славы: исполнение при приподнятом
по случаю падения Наполеона настроении публики Седьмой и Восьмой симфоний,
"Битвы при Виттории", кантаты "Славное мгновение" и
появление на сцене воsобновленного "Фиделио" доставляют композитору
в Вене громадную популярность. Вместе с тем усиливающаяся потеря слуха,
начавшаяся еще в 1802 году, приводит его в мрачное настроение. Он начинает
избегать людей и искать уединения; к тому же материальное положение начинает
ухудшаться, а неприятности и заботы по воспитанию племянника, сына умершего,
брата Карла, приносят Бетховену новые огорчения. Религиозное строение, охватившее
в это время композитора, вызвало в нем желание как бы очистить свою душу,
покаяться путем работы и творчества. Толчком к этому желанию послужило назначение
эрцгерцога Рудольфа архиепископом Ольмюца. Бетховен решил написать торжественную
мессу (missa solemnis) ко дню посвящения эрцгерцога, и осенью 1818 года
была начата партитура этого произведения, на которое были положены композитором
все его силы и целых четыре года труда. Месса эта сильно отличается от C-dur'ной,
написанной в 1808 году в стиле Моцарта и Гайдна. Missa solemnis по обширности
плана и широте замысла выходит из обычных рамок подобного рода сочинений;
хотя в ней недостает непосредственной жизненности и силы, она проникнута
величием содержания и возвышенностью настроения.
Летом 1822 года Бетховен взялся за обработку своей Девятой симфонии, последняя
часть которой написана для солистов и хора на текст шиллеровской оды "К
радости". Это величайшее произведение, являющееся конечным результатом
всей жизни композитора, носит характер поистине трагический. В это время,
как часто и прежде, в воображении композитора носился образ Фауста и вызывал,
с одной стороны, страстное желание разрушить, уничтожить мир, не приносящий
радостей, с другой стороны - найти источник удовлетворения. Бетховен понял
наконец, что настоящая жизнь человеческая заключается в добровольной жертве
и умении преклонить свою волю перед судьбой. Сознание, что счастье можно
обрести только в жизни для других, для всех, для всего человечества, уже
в юности композитора нашло в себе отклик во вдохновенном гимне Шиллера "К
радости". Бетховен пробовал положить его на музыку еще в 1793 году.
В 1812-м композитор набросал увертюру "Шиллер", а в 1814-м главные
мотивы ее перенес в Увертюру, ор. 115. Но так как стихотворение Шиллера
имело более глубокий смысл, то композитор не переставал думать о нем, стараясь
найти настоящую мелодию, которая бы вполне соответствовала содержанию стихотворения.
В 1822 году такая мелодия была найдена, и не только для первых строк, но
и для всего стихотворения. Мелодия эта совершенно ясно предстала перед композитором
вместе с осознанием новых основ жизни, которых он прежде долго и тщетно
искал. Так создавалось это величайшее произведение, которое было закончено
композитором в 1824 году. Силы Бетховена, несмотря на то что ему было всего
пятьдесят три года, уже заметно слабели; к тому же он окончательно начал
терять слух, что действовало на него удручающим образом. Ни один из многочисленных
планов, кроме последних квартетов, не был осуществлен. Эти квартеты, представляющие
неистощимый кладезь музыки и драматизма, были последними произведениями
великого композитора: болезнь уже караулила его и в тяжелых страданиях он
умер 26 марта 1827 года в Вене.
Бетховен - преимущественно инструментальный композитор. Он работал медленно,
старательно обдумывал и часто переделывал свои произведения, а потому сравнительно
с другими авторами написал не особенно много. Бетховен также не создал новых
форм, а расширил лишь прежние. Отличительной чертой его творчества был юмор,
проявлявшийся с особенной силой в форме скерцо. В общей сложности Бетховен
написал 2 мессы, оперу "Фиделио", ораторию "Христос на Масличной
горе", кантату "Славное мгновение", 9 симфоний, фантазию
"Битва при Виттории", музыку к "Прометею", "Эгмонту"
и "Афинским развалинам", 7 отдельных увертюр, Скрипичный концерт,
5 концертов для фортепиано, Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели,
Фантазию для фортепиано, оркестра и хора, 66 песен и дуэт для пения с фортепиано,
18 канонов для пения, 7 тетрадей английских, шотландских и ирландских песен,
38 сонат для фортепиано, 10 - для скрипки, 5 - для виолончели, 3 тетради
вариаций для виолончели и фортепиано, 21 сочинение вариаций для фортепиано,
Сонату для валторны, 8 трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 4 фортепианных
квартета, Квинтет для фортепиано и духовых инструментов, 2 октета и секстет
для духовых инструментов, 16 струнных квартетов, 2 фуги - для струнного
квартета и квинтета, 5 струнных трио, Трио для двух гобоев и английского
рожка, 3 дуэта для кларнета и фагота, 2 квартета для тромбонов и большое
количество мелких вокальных и инструментальных произведений.