Барток (Bartok) Бела (1881-1945),
крупнейший венгерский композитор, один из классиков ХХ века, родился 25
марта 1881 года в Надьсентмиклоше (ныне Сынниколаул-Маре, Румыния) в семье
директора сельскохозяйственной школы и учительницы. Очень рано проявив
музыкальные способности, он учился игре на рояле сначала у матери, затем
у Ф. Керша и Л. Эркеля, а в 1899 году поступил в Академию имени Листа
в Будапеште, где занимался по фортепиано и теории композиции. Окончив
академию в 1903 году, вскоре увлекся фольклором, систематически бывал
в экспедициях в глухих венгерских, румынских и словацких селениях, где
записывал старинные народные напевы. В дальнейшем они естественно вошли
в его произведения. В 1904 году состоялась премьера первого крупного сочинения
Бартока - симфонической поэмы "Кошут". К этому времени им написаны
также фортепианные пьесы, струнные квартеты, оркестровые сюиты. В 1911
году он начинает работу над оперой "Замок герцога Синяя борода",
но завершает ее только в 1918-м, когда уже написан балет "Деревянный
принц". Вскоре появляется и следующий балет-пантомима - "Чудесный
мандарин" (1919). Чутко слышащий свое время, Барток объединяет в
своей музыке национальные черты с новейшими достижениями современных композиторов,
осваивает опыт Р. Штрауса, Стравинского, отчасти Шенберга.
Кроме сочинения, Барток активно выступает как пианист гастролирует во
многих городах Европы и США. В частности, в 1929 году выступает в Москве,
Ленинграде, Харькове и Одессе. Будучи с 1907 года профессором по классу
фортепиано в Академии музыки имени Листа, в 1934-м он оставляет педагогическую
деятельность ради исследований в области фольклористики и этнографии.
В начале второй мировой войны Барток эмигрирует в США, где живет трудно
и одиноко, не встречая ни понимания, ни поддержки. Умер Барток 26 сентября
1945 года в Нью-Йорке, в казенной больнице для бедных.
Наиболее известные сочинения Бартока кроме вышеуказанных - это 2 кантаты,
Симфония (1902), Музыка для струнных, ударных и челесты (1936), Концерт
для оркестра (1943), 3 фортепианных, 2 скрипичных и альтовый концерты,
множество камерно-инструментальных и фортепианных сочинений, хоры, циклы
песен для голоса и фортепиано. Кроме того, Барток оставил несколько фундаментальных
научных трудов по фольклору.