Алябьев
Александр Александрович (1787-1851) родился в Москве 4 (15) августа 1787
года и происходил из старого дворянского рода. В молодости служил в военной
службе. Будучи очень вспыльчивого характера, попал в неприятную историю
и был сослан в Тобольск, откуда впоследствии был возвращен на родину, где
и жил до самой своей смерти. Познакомившись с Верстовским, Алябьев в сотрудничестве
с ним написал музыку к водевилю Хмельницкого "Новая шалость, или Театральное
сражение". Пьеса эта имела успех, и Алябьев поставил еще несколько
водевилей в сотрудничестве с Верстовским, Мауером и графом М. Ю. Виельгорским.
Самостоятельно он написал несколько оперетт, из которых наибольший успех
имел "Деревенский философ". После громадного успеха "Аскольдовой
могилы" Верстовского Алябьев задумал написать большую оперу "Лунная
ночь". Опера эта, однако, успеха не имела. Другая его опера, "Аммалат-Бек",
осталась неоконченной. Пьесы "Путешественница-танцовщица" и "Актриса"
были поставлены в Петровском театре в Москве в 1822 году и прошли с большим
успехом.
Известность Алябьев приобрел главным образом своими романсами, некоторые
пользовались большою популярностью, как, например, "Вечерком румяну
зорьку", "Вечерний звон", "Соловей". Последний
часто исполнялся знаменитыми певицами Патти, Виардо и др. Существует также
блестящее переложение для фортепиано этого романса, сделанное Листом.
Мелодии Алябьева очень близки русской народной музыке, чем и объясняется
популярность этого композитора. Кроме 70 вокальных пьес, изданных в 1859
году Грессером в Москве, большая часть сочинений композитора осталась ненапечатанной.
Алябьев умер 22 февраля (6 марта) 1851 года в Москве.