Композиторы

на сайте

На главную

Разделы "Записи на нашем сайте" в стадии заполнения.

 
Ноты
Словарь
Даты
Ссылки
Гостевая книга
Форум
E-mail
РОБЕРТ ШУМАН
Шуман (Schumann) Роберт (1810-1856) родился 8 июня 1810 года в Цвиккау, Саксония. Отец его, книготорговец и издатель, обладал хорошими средствами и стремился дать своему сыну всестороннее образование. Музыкальные дарования проявились у мальчика очень рано, и семи лет он начал брать уроки на фортепиано. Исполняя желание матери (отец умер в 1826 году), Роберт после окончания гимназии поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Но юридические науки мало интересовали Шумана, и он всецело окунулся в водоворот лейпцигской музыкальной жизни. Познакомившись с Фридрихом Виком, пользовавшимся известностью лучшего фортепианного учителя в Лейпциге, Шуман стал у него заниматься. В следующем году он перешел в Гейдельбергский университет, но и там больше интересовался музыкой, чем юриспруденцией. Получив наконец от матери разрешение посвятить себя музыке, Шуман в 1830 году возвращается в Лейпциг и начинает регулярные занятия с Виком, одновременно берет уроки теории музыки и композиции. Вследствие усиленных упражнений он повредил себе палец; в результате чего должен был отказаться от карьеры пианиста-виртуоза (1831). Теперь он с еще большим рвением принялся за изучение теории композиции под руководством Г. Дорна. К сожалению, занятия с Дорном продолжались только до 1832 года, когда Дорн уехал в Гамбург. Предоставленный самому себе, Шуман углубился в изучение сочинений Баха и Генделя.

В 1831 году Шуман впервые выступает как музыкальный критик. До занятий с Дорном им были написаны для фортепиано вариации "Abegg", Токката C-dur (1830), "Papillons" (1829 1831), Allegro (1831), Intermezzi и Studien nach Capricen von Paganini (оба 1832), Concertstucke nach Capricen von Paganini (1833). Вполне зрелым композитором Шуман является в своем "Карнавале", написанном в 1834 - 1835 годах. В 1834-м Шуман в сообществе с Юлиусом Кнорром, Людвигом Шунке и Фридрихом Виком основал музыкальную газету "Neue Zeitschrift fur Musik". В декабре того же года умирает Шунке; вскоре Кнорр и Вик выходят из состава администрации, и Шуман остается полновластным хозяином основанного им органа, продолжая вести издание его на свой собственный риск. Газета стала поборником передового движения и прогрессивного направления в музыке. Статьи Шумана, полные увлеченности, знания и силы убеждения, читались публикой с большим интересом. Он бичевал бездарности и горячо приветствовал молодые таланты. Он приветствовал талант Шопена, позднее пророчески оповестил о новом восходящем светиле - Брамсе.

Die Davidsbundler, играющие роль в фортепианных и литературных сочинениях Шумана, не кто иные, как сам он и его товарищи по убеждениям, основатели газеты "Neue Zeitschrift fur Musik". Шуман любил, подобно Платону, представлять в виде диалогов различные мнения, на основании которых можно было составить необходимое суждение о данном вопросе. Продолжая создавать в образах вдохновенного и пылкого Флорестана и тихого и остроумного Эвсебия два взгляда в своих суждениях, он к этим двум лицам присоединяет в качестве посредника и высшего судьи мудрого мастера Раро. Шуман дал этим идеализированным художникам-энтузиастам общее название Die Davidsbundler, с которым мы встречаемся в его "Davidsbundlertanze" и в "Карнавале". Романтическая натура Шумана проявляется в постоянном сплетении фантазии и действительности в изображении идеальных лиц, за которыми кроме него самого скрываются близкие его сердцу (Chiara или Chiarina и -Zilia - имена, придуманные для Клары Вик, а позднее Fe1ix Meritis - для Мендельсона; в "Карнавале" выступают без маски даже Шопен и Паганини). Все более усиливается влечение композитора к Кларе Вик, дочери его бывшего учителя, которая стала превосходной пианисткой. В 1836 году Шуман сделал ей предложение, но получил от ее отца отказ: старик рассчитывал для своей дочери на лучшую партию.

В 1840 году Иенский университет удостаивает Шумана звания доктора философии honoris causa. В том же году, несмотря на несогласие отца невесты, Шуман женился. Он замкнулся от окружавшего его мира и весь ушел в мир семейной жизни и в мир искусства; за короткое время создал ряд песен, прекрасных перлов этого жанра, лучшие из которых "Любовь и жизнь женщины" (Шамиссо), "Любовь поэта" (Гейне). Большинство песен написано в 1840 году. Постепенно Шуман переходит к более крупным музыкальным формам. В течение 1841 года он написал три симфонии: Первую (B-dur), Вторую (а-moll, переделанную в 1851 году в Четвертую), Третью, первоначально названную симфониеттой.

В 1842 и 1843 годах Шуман создает три струнных квартета (посвященных Мендельсону), Фортепианный квинтет и Фортепианный квартет, ораторию "Рай и Пери". Первое исполнение этой оратории в Гевандхаузе под управлением автора состоялось 4 декабря 1843 года. Успех был настолько велик, что через неделю концерт был повторен. В том же 1843 году с открытием Лейпцигской консерватории Шуман получает предложение взять на себя ведение классов композиции и чтения партитур. Но он недолго остается в Лейпцигской консерватории и уже в 1844 гоjду, вследствие нервной болезни, по совету врачей переселяется в Дрезден. В том же году он сопутствует своей жене в ее артистической поездке в Россию (Петербург и Москву). Путешествие это сопровождается большим триумфом: как игра Клары Шуман, так и сочинения самого Шумана вызывают восторг. Вернувшись в Дрезден, Шуман с горячностью вновь принимается за композицию. Здесь им написаны Фортепианный концерт а-moll и Вторая симфония С-dur (1846), Koncertstuck для четырех валторн, Requiem fur Mignon, романсы для женских голосов, ор. 69 и 91, романсы и баллады для смешанного хора, ор. 67 и 75, Koncertstuck для фортепиано и оркестра, два фортепианных трио, музыка к байроновскому "Манфреду", большая часть Faust-Scenen (оконченных в 1853), большая часть крупных фортепианных сочинений и песни, ор. 71. В Дрездене же композитор закончил свою оперу "Геновева" (1848), первое представление которой под управлением автора состоялось 25 июня 1850 года в городском лейпцигском театре. Успех оперы был настолько слаб, что после третьего представления она была снята с репертуара. Несмотря на многочисленные попытки воскресить эту оперу (между прочим, Лист вскоре поставил ее в Веймаре), недостаток драматичности препятствовал ее сценическому успеху. Объясняется это тем, что Шуман при своей субъективно-лирической натуре не обладал необходимой драматической силой и способностью объективно относиться к сюжету, что весьма важно для оперного композитора.

В 1845 году Шумана начала мучить ужасная нервная болезнь, первые признаки которой обнаружились еще в 1833-м. Ему слышался выдержанный тон, не дававший отдыха сначала целыми днями, а позднее и ночами. Галлюцинации, доводившие Шумана до отчаяния, сделались, наконец, беспрерывными, и часто по ночам он вскакивал, чтобы записать слышавшиеся ему странные музыкальные комбинации. К тому же он начал утрачивать способность воспринимать музыку в быстром движении и даже темпы собственных прежних произведений определял неверно. При таких обстоятельствах он не мог больше оставаться дирижером и в 1853 году должен был оставить место музикдиректора в Дюссельдорфе. 7 февраля 1854 года наступило полное умопомешательство: Шуман внезапно покинул свою квартиру и с моста бросился в Рейн. Находившиеся вблизи лодочники вытащили его из воды. Композитора свезли в лечебницу для душевнобольных, где он прожил еще два мучительных года. Шуман умер 29 июля 1856 года в Энденихе, близ Бонна.

По своему внутреннему миру Шуман - композитор-лирик; его мысли обыкновенно очень сжаты и не годятся для длинной разработки, недостаток же сложной разработки мотивов дополняется всегда новыми и интересными темами. Сочинения Шумана представляют собой редкий пример соединения пылкой страстности, искренности чувства и нежности со старательно, до мельчайших подробностей разработанной фактурой. Его композиторская деятельность сосредоточилась преимущественно в области романтического направления, и в этом отношении он очень приближается к Шуберту. Шуман культивировал форму песни, но сравнительно с Шубертом сделал большой шаг вперед. Склонный, как и Шуберт, к мечтательности, но от природы вдумчивый, он стремился к реально-художественной правде, к наиболее ясному очертанию своих образов, облекая их в рельефно-пластическую форму.

ЗАПИСИ НА НАШЕМ САЙТЕ
Жанр произведения
Название
(номер опуса)
Состав исполнителей
Персоналии
Название части, арии
(нажмите чтобы скачать)
Год
Дополнительная
информация
Заказать запись в формате Audio-Cd  

 

Используются технологии uCoz